|
между ним и ведьмой и тогда, когда было условленно между ними, в каком
облике и каким образом это нападение произойдет. Значит, он может перенести
удары лишь виновному и связанному с ним договором, но ни в коем случае не
невинному. Когда же демоны хотят ранить через посредство ведьм, то тогда
часто случается, что с божьего попущения поражаются невинные для того, чтобы
зло было отомщено. Надо считать за правду и то, что демоны временами с
божьего попущения самостоятельно вредят невинным. Так, они вредили
блаженному Иову. Но ведьм там не было и черт не пользовался там призраком
кошки, как в вышеприведенном случае. Изображение этого животного -
постоянный символ неверных, тогда как символ доминиканцев - собака. Поэтому
они всегда преследуют один другого. Орден доминиканцев изображался в виде
лающей на еретиков собаки, находящейся у ног основателя ордена. Следует
думать, что вышеприведенные три ведьмы воспользовались вторым из указанных
способов, а именно, они лично напали на рабочего, приняв на себя вид кошек.
Это лучше подходит к их странностям. При этом заметим следующее. Во-первых,
надо полагать, что они были побуждаемы к этому нападению демонами, а не
наоборот. Об этом часто говорится в показаниях ведьм. Они признаются, что
бес их постоянно подбивает на дурные поступки. Указанные три ведьмы,
пожалуй, и не подумали бы напасть на бедняка, если бы бес не указал им на
это. Основание же к подобному подстреканию демоном надо искать в том, что
они, очевидно, знают, что если открыто совершенные преступления останутся
безнаказанными, бога будут еще больше хулить, вера католическая будет
обесчещена, а число ведьм увеличится. Во-вторых, при достижении взаимного
соглашения к определенному вредительству демоны приводят в движение свои
тела с легкостью, указывающей на все превосходство духовной силы над
телесной. В-третьих, взяв на себя облик кошек, они стали выполнять план
нападения на рабочего, не будучи однако защищены от ударов, хотя они и могли
бы быть защищены от них, принимая во внимание, что защита от ударов
потребовала бы меньше усилий, чем полет в воздухе. Демоны допустили нанести
ведьмам удары, чтобы мог пострадать рабочий. Ведь они знали, что подобные
позорные поступки, как заточение невинного, остаются безнаказанными, если
дело разбирается обабившимися мужчинами, потерявшими рвение к вере. Подобное
же повествуется и в другом рассказе: один святой муж увидел раз в церкви
черта, который в облике священника держал проповедь собравшимся верующим.
Что проповедник был черт, об этом святой муж узнал по наитию Святого Духа.
Внимая словам этого проповедника-дьявола, он нашел, что черт говорил
безупречно и даже ратовал против преступлений. После проповеди святой муж
пригласил к себе черта и спросил о причине такого его поведения. Черт
ответил: "Я говорю в проповеди правду, так как я знаю, что внимающие мне
воспринимают только слова, но не выполняют сказанного. Это очень вредит делу
Создателя, а моя выгода увеличивается".
Глава 10.
О способе, коим демоны с помощью чародейств телесно берут человека в
обладание Может возникнуть вопрос, могут ли демоны по наущению ведьм взять
человека полностью в обладание? Могут ли они исполнить то же сами, без
указанного наущения? При разборе этого надо рассматривать троякое.
Во-первых, следует поговорить о различных видах обладания. Во-вторых,
рассказать о том, что демоны с божьего попущения могут по наущению ведьм
пользоваться всеми видами обладания. В-третьих, привести относящиеся сюда
факты и события. При рассмотрении первого пункта мы не будем касаться той
общей формы дьявольского обладания, которая сопутствует всякому смертному
греху, совершаемому человеком, и о которой говорит святой Фома при разборе
вопроса, обитает ли черт в человеке, совершившем смертный грех? Затруднение
заключается здесь в том, что если Дух Святой всегда пребывает в находящихся
в благодати, согласно I поел. к Коринфянам, 3: "Вы храм божий и дух
господень обитает в вас", и благодати противопоставляется вина, то здесь
должно было бы произойти обратное. Святой Фома объясняет в указанном месте,
что понятие "обретаться в человеке" имеет двоякое значение, а именно:
относительно души и относительно тела. В душе человека дьявол обитать не
может, так как это возможно тольку богу. К тому же дьявол не является
причиной вины, подобно тому как Дух Святой является причиной поступков.
Поэтому сравнение не является доказательным. Относительно тела мы можем
сказать, что черт может обитать в нем двояко, сообразно с тем, живет ли
человек в грехе или в благодати. Что касается первого, то следует заметить,
что человек вследствие всякого смертного греха попадает в рабство к черту и
находится в его власти так же, как корабль, несущийся по волнам без
кормчего. Черт может также войти и обитать полностью в человеке, как это мы
видим на примере бесноватых. Одержимость эта касается более наказания, чем
вины, как это мы увидим впоследствии. Телесные наказания не всегда являются
следствием вины. Наказания насылаются то на виновного, то на невинного. И
демоны могут обитать по неисповедимому промыслу бога как в людях, которые
находятся в божьей благодати, так и в таких, которые стоят вне ее. Этот вид
обладания не относится к разбираемому нами предмету. Но он приводится нами
для того, чтобы показать возможность для демона обитать полностью в
человеке, с божьего попущения и по наущению ведьм. Мы можем поэтому сказать,
что демоны сами по себе, т. е. без посредства ведьм, так и с их помощью
|
|