|
этим духовным обликом на все способности и органы, заставляло видеть
животных, а не человека, как это и было указано ранее. Каким образом демоны
могут производить это, не причиняя ранения человеку, будет объяснено потом.
Относительно гостей скотниц, обернувшихся во вьючных животных, и
относительно превращения отца Престанция в лошадь, занимавшуюся перевозкой
мешков с зерновым хлебом, следует заметить, что здесь мы имеем дело с
трояким обманом. Во-первых, обман, заключающийся в том, что люди были
превращены в животных, что этот случай роднит с предыдущим случаем
превращения спутников Одиссея. Во-вторых, обман, будто люди, обернувшиеся в
животных, могли возить тяжести, превосходящие их силы. Не подлежит сомнению,
что здесь им помогал дьявол. В-третьих, обман превращения распространялся не
только на посторонних, но заставлял и самих превращенных видеть себя
животными. Так случилось с Навуходоносором, который даже пожирал сено, как
вол. Касательно спутников Диомеда, превращенных в птиц и летавших в
продолжение долгого времени вокруг его капища, должно сказать, что этот
Диомед, участвовавший в выступлении греков в походе против Трои, утонул в
море со своими спутниками, когда он собирался возвратиться. Когда же по
предложению одного идола ему было поставлено капище, как будто бы он стал
богом, демоны долго еще летали вокруг этого капища, чтобы укрепить
заблуждение, и принимались язычниками за спутников Диомеда. Здесь мы
встречаемся еще с одним видом суеверия из числа вышеназванных обманов чувств
и именно с тем, что демоны представляются в ином облике глазу наблюдателя не
вследствие того, что образы, подымаясь из хранилища образов и достигая
способности воображения действуют на восприятие, а вследствие того, что они
принимают на себя тела летающих птиц и таким образом представляются
человеку. По мнению святого Фомы (Сентенции II, 8, 2), некоторые ученые
ложно утверждают, что ни добрые ни злые ангелы никогда не принимают на себя
действительных тел, и что все их появления происходят путем обмана наших
чувств или путем измененного представления. При этом Фома указывает на
действительное различие между понятием обмана чувств и понятием
воображаемого представления. Обман чувств - это когда предмет, существующий
в действительности, рисуется нам совсем иным. Воображаемое представление -
это когда отсутствует предмет, попадающий в наше восприятие, и когда
представление зарождается исключительно внутри нас, без всякого посредства
внешнего предмета. Ученые, о которых говорил Фома, полагают, что спутники
Диомеда явились только в воображаемом представлении, а не в принятом ими
теле птиц. Указанный святой считает толкование упомянутых ученых лжеучением,
хотя прямо и не называет его еретичным. Ведь согласно его утверждению, все
святые сходятся на том, что ангелы являются людям не только в воображаемом
представлении, а принимают на себя телесную оболочку. Также и текст
Священного Писания клонится к этому утверждению. Поэтому мы теперь можем
говорить обо всех подобных явлениях, как и о спутниках Диомеда, что, хотя
они и могут быть зримы через посредство демонов в воображаемом
представлении, однако лучше принять объяснение, что они были представлены
демонами в принятых на себя телах, полученных из воздушной стихии. Можно
дать и такое объяснение, что настоящие птицы, гонимые демонами, представляли
бесов. Как демоны проникают в тела и головы людей, не причиняя им ранений,
когда они производят обманы чувств? Когда исследуется то, как происходит
обман чувств, как демоны проникают и обитают в телах и головах, надо ли
считать одержимыми тех, в которых проникла нечистая сила, как она может
пребывать там, не причиняя ранения внутренним способностям и силам и нельзя
ли считать все это за чудо, то надо ответить следующее: Что касается обмана
чувств, то ясно из предыдущего, что здесь мы имеем дело временами с чистым
обманом чувств, а временами с полностью воображаемым, лишь внутри человека
образуемым, представлением. В первом случае демоны не проникают во
внутренние чувства, а воздействуют внешним образом. Так происходит тогда,
когда они скрывают одно тело другим или когда бес принимает на себя телесную
оболочку и является людям. Второй обман происходит вследствие проникновения
бесов в голову и в способности человека. Доказательством тому могут служить
авторитет отцов церкви и рассуждения их. Этому не противоречит факт, что два
созданных духа не могут находиться в одном и том же месте в одно и то же
время, но что душа пребывает в каждом органе нашего тела. Здесь мы опираемся
на авторитет Иоанна Дамаскина, сказавшего: "Ангел там, где он действует".
Умозаключение или рассуждение находим у святого Фомы ("Сентенции" II, 7, 5):
"Все добрые и злые ангелы обладают силой преобразовывать наши тела. Их сила
значительнее всякой телесной силы". Это вытекает не только из совершенства
их природы, но и из того обстоятельства, что механика Вселенной и все
сотворенные богом тела приводятся в движение ангелами (Григорий Великий,
"Диалоги" IV). Видимый мир может только управляться невидимыми существами.
Посему все тела руководятся ангелами, в чем согласны не только святые ученые
церкви, но и все философы, называющие ангелов движущими силами миров. Тогда
как человеческие тела приводятся в движение душами, все другое приводится в
движение небесными светилами и им присущими силами. Смотри по этому поводу у
святого Фомы, в "Сумме теологии", (1, 90, 1). Посему можно заключить, что
там, где демоны действуют, там они и пребывают. Раз они производят влияние
на фантазию и на внутренние силы человека, значит, они там и пребывают. Хотя
проникнуть в душу может только тот, кто ее создал, однако, демоны тоже могут
с божьего попущения проникать в наши тела. Так как они в состоянии
воздействовать на наши внутренние способности, то они могут и производить
изменения в наших восприятиях. Это происходит следующим образом: демон
|
|