|
предохранительные средства. А так как теперь мы заняты обработкой материала
морального порядка, то нет необходимости слишком подробно останавливаться на
различных доказательствах и объяснениях; и так как-то, что излагается в
следующих главах, достаточно выяснено в пред-шествующих вопросах, мы просим
благочестивого читателя, чтобы он не домогался объяснений во всех случаях,
где доста-точно одного лишь доверия к истине, установленной или соб-ственным
опытом через зрение или слух или донесением заслу-живающих доверия лиц. Что
касается первого момента, то здесь будут затронуты главным образом два
вопроса: первый о различных средствах привлечения демона, второй о различных
способах занятия ведьм ересью; относительно же второго момента, выполне-ния
колдовства и исцелений от него, коснемся сразу шести вопросов: во-первых, о
том, что делают ведьмы с собой и своим телом; во-вторых, что они совершают
против других людей; в-третьих, против животных и в-четвертых, о порче
полевых злаков; в-пятых, о колдовстве только мужчин, т.е. о колдовстве,
которым занимаются только мужчины, "о не женщины; в-шестых, следует вопрос о
снятии колдовства и о том, как излечить околдованных. Но первый вопрос делит
ся на восемнадцать глав, так как ведьмы в своей дея-тельности прибегают к
весьма различным и многообразным средствам.
Глава 9.
Каким образом ведьмы придают людям облики зверей? Хотя в первой части мы
достаточно разобрали этот вопрос, но, так как иному читателю высказанные там
аргументы могут показаться несколько неясными, тем более, что мы не
приводили фактов и событий, подтверждающих наши утверждения, и не сообщили,
как ведьмы сами себя превращают в зверей, мы в данной главе осветим ряд
относящихся сюда вопросов. Во-первых, неверно толкование многих ученых (о,
если бы это были действительные ученые!) канона Episcopi (XXVI, 5)
относительно указанного превращения. Это неправильные толкователи доводят
дело до того, что некоторые не стесняются утверждать в своих публичных
докладах, что подобные превращения ни в коем случае не могут иметь места,
будь то с помощью демона или без оного. Это очень вредит правильности веры.
Это способствует также укреплению положения ведьм, которые очень радуются,
слыша эти речи. Эти проповедники делают ошибки, потому что касаются только
слов указанного канона, а не его содержания. В каноне сказано: "Кто верит в
возможность создания какого-либо существа или... придания ему другого
облика... тот без сомнения - неверующий". Пусть благочестивый читатель
обратит внимание на слова: "создание существа" и "придание ему другого
облика". "Создание какого-либо существа" можно понимать двоякое: или
создание существа из ничего, что доступно только богу, или естественное
порождение. В этом последнем случае нужно различать в свою очередь двоякое:
порождение совершенных существ, как, например, человека, осла и т. п., или
порождение несовершенных существ, как, например, змеи, лягушки, мыши и т. п.
Эти существа называются несовершенными, потому что они могут происходить из
гнили. Канон всегда говорит о первых, о совершенных существах, а не о
вторых. Ведь Альберт Великий в книге "О животных" отвечает утвердительно на
вопрос о том, могут ли демоны производить настоящих животных, но прибавляет,
что это относится только к несовершенным видам и что здесь порождение
совершается не внезапно, как это свойственно богу, а в известный промежуток
времени, что видно из кн. "Исход" (гл. 7). Кто хочет, пусть посмотрит
указанный вопрос в первой части книги, разбор первого аргумента.
Относительно изменения облика надо сказать следующее: имеется превращение по
существу и случайное или привходящее превращение. Последнее имеет в свою
очередь два вида: естественное, существу соответствующее, или же существу не
свойственное превращение, которое совершается лишь в восприятии смотрящего.
О первом из них, об изменении по существу, и говорится в каноне. Такое
изменение доступно только богу, так как только он может превратить одну
субстанцию в другую. Канон говорит также и о привходящем превращении,
которое может совершить и демон. постольку поскольку бог допускает через
посредство насланной болезни производить привходящее, случайное или, вернее
говоря, непостоянное преобразование тела. Так например, лицо может
представиться пораженным проказой и т. п. Мы, собственно говоря, не хотим
подробно разбирать этого вопроса - так как нас интересуют в первую очередь
явления обмана чувств, вследствие которого существа представляются
изменившими свой облик. И мы говорим, что указанный канон не может не
признавать существования подобных изменений. Ведь они доказываются
авторитетом отцов церкви, умозаключениями и наблюдением. Смотри, например, у
Августина ("О граде божьем", XVIII, 7), где он говорит об этом на основании
верного опыта и умозаключений. Между прочими явлениями обмана чувств он
приводит случай волшебницы Цирцеи, которая, как говорят, превратила
спутников Одиссея в животных, и рассказывает также о скотницах, придавших
своим гостям облик вьючных животных. Августин сообщает также, что спутники
Диомеда были превращены в птиц и что они еще долгое время после этого летали
вокруг капища Диомеда. Августин же повествует об отце Престанции,
превращенном в лошадь и принужденном вместе с другими лошадьми перевозить
зерновой хлеб. Что касается превращения спутников Одиссея в животных, то
надо сказать, что это был подлинный обман чувств. Облик этих животных
подымался из хранилища образов или памяти до способности воображения. Это
обусловливало представление облика в восприятии. Впечатление, оказываемое
|
|