|
спящим греховные картины, чтобы совратить этих людей. Но так как грех лежит
не в представлении, но в воле, то человек не грешит от этих дьявольских
представлений скверны и от различных возбуждений, если только он не пойдет
на грех по своей воле. Относительно второго мнения о дьявольских наваждениях
мы ссылаемся на сказанное в девятом вопросе. Третье мнение - мнение святого
Фомы. Оно дает ответ на вопрос о том, где находится тот облик звериный, в
который облекается околдованный человек. Находится ли облик этот в нашем
чувстве, в действительности или в окружающем воздухе? Этот облик считается
тут зарождающимся лишь в нашем внутреннем чувстве и переходит вследствие
сильного воображения на наши внешние чувства. Это производится демонами в
двоякой форме: 1) заключенные в хранилище воображения и направляемые
демонами представления обликов звериных, достигая внешних чувств, а именно -
зрения, рисуются нам как действительность. Так происходит и в сновидениях.
2) Измененные внутренние органы влияют на внешние чувства. Так, например,
испорченный вкус заставляет даже сладкое считать горьким. Эти изменения
могут производить и люди с помощью определенных естественных составов. Текст
указанного канона часто приводился и неверно толковался. Не подлежит
сомнению, что упомянутое там превращение в другое существо возможно и с
помощью обмана чувств, но неверно высказанное там же утверждение, будто
власть демона не может произвести каких-либо созданий. Под "этим мы не
понимаем первичного творения. Мы здесь хотим сказать, что дьявол может,
используя естественные способы, произвести некоторые несовершенные
организмы. Как это происходит - об этом говорит святой Фома в указанном
месте. Ведь он утверждает, что все превращения телесных предметов,
происходящие с помощью естественных сил и требующие наличия семени (и именно
находящиеся в земле и в воде, как, например, змеи и лягушки, откладывающие
там свои семена), могут совершаться и демонами, если они используют подобные
семена. Те же превращения в телесном мире, которые происходят не с помощью
сил природы в действительности ни в каком случае не могут быть свершены
демонами. Так, например, ' невозможно превратить человеческое тело в
звериное или разбудить мертвеца. Если же кажется, что это произошло, то это
только обман зрения. Если дьявол появляется людям, то только облаченным в
призрак тела. Для подтверждения правоты высказанной мысли сошлемся на
Альберта Великого ("О животных"). Он отвечает утвердительно на вопрос о том,
могут ли демоны или, прибавим, колдуны произвести с божьего попущения мелкие
несовершенные существа. Но они этого не могут свершить в одно мгновение, как
бог. Им требуется для этого известное, хотя и незначительное время. Смотри
Исход VII: "Фараон призвал мудрецов"... и т. д. Альберт Великий говорит об
этой главе Священного Писания следующее: "Демоны носятся по миру и собирают
различные семена. С помощью их могут произойти различные существа". А глосса
прибавляет: "Ежели колдуны хотят достичь чего-нибудь, призывая демонов, то
эти последние носятся по миру и мгновенно собирают семя того, о ком идет
речь. Так получаются ими новые виды с божьего попущения". Некоторые поступки
демонов можно назвать даже чудесами. Несмотря на это, чудеса эти не служат
для осознания правды. Так же и чудеса антихриста можно назвать ложью, потому
что они совершаются для искушения людей. Ясно также и решение вопроса об
облике. Облик зверя не находится ни в воздухе, ни в действительности, но в
чувствах людей, как это и было указано святым Фомой. Мы признаем в свою
очередь то, что пассивный принцип приводится в действие активным и что тот
облик, который рисуется человеку, не может быть тем, который идет
непосредственно извне. Но мы утверждаем, что облик этот, попав
предварительно извне в область внутренних чувств и сохраненный там,
подымаясь до чувств внешних и, главным образом, зрения, воспроизводит
действительный облик, заложенный туда демоном. Не подлежит сомнению и то,
что дьявол может производить частичные обманы чувств с помощью соков и
соответствующих духовных субстанций. Ежели на это возражают, что в таком
случае демон в принятом облике ничего нового человеку представить не может,
то следует ответить, что под новым понимается двоякое: 1) совершенно новое
как само по себе, так и в своем принципе. Тут, следовательно, демон
неспособен произвести что-либо. Ведь он не может сделать так, чтобы
слепорожденный мог представлять себе цвета, а глухой от рождения слышать
звуки. 2) Новое с точки зрения целого. Так, например, если мы говорим, что
кто-нибудь рисует себе золотые горы, которых он никогда не видел, хотя он и
имеет представление о золоте и о горах, то мы можем говорить, что он рисует
себе что-то новое. Это-то новое и возможно дьяволу создавать в представлении
людей .
Кому колдун не может вредить? Вторая часть этого труда - главная часть,
потому что трак-тует о способе, каким ведьмы выполняют свое колдовство; она
разделена на восемнадцать глав; имеет только два сложных вопроса, из которых
один имеется вначале, где говорится, о тех, кто не может быть околдован, т.
е. о существующих предохра-нительных средствах; второй - в конце, где
говорится о сред-ствах исцеления от колдовства, которыми околдованный может
излечиться; так как, согласно философу (Аристотелю), удаляе-мое и
задерживаемое совпадают и по акциденции бывают причинами, то здесь и
находится вся основа этой ужасной ереси. Особое внимание нужно обратить на
следующие моменты: во-первых, на вступление ведьм в ремесло, или их
богохульную профессию; во-вторых, на дальнейший успех в их деле и ужас-ное в
нем пребывание, в-третьих, на целебные против их колдов-ства противоядия и
|
|