Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Яков Шпренгер. Генрих Крамер - Молот ведьм
<<-[Весь Текст]
Страница: из 60
 <<-
 
активная сила. Пассивная же сила  может  действовать  тогда,  когда  на  нее
оказывает влияние активная сила. Если объекта  нет,  то  и  субъект,  т.  е.
пассивное начало,  ничего  воспринять  не  может.  Когда  демон  приводит  в
движение познавательную силу, то он или выявляет самого себя этой силе,  или
изменяет ее. Но он не выявляет ей самого себя, т. к. для этого он должен был
бы облечься в тело. Имея же два тела, свое собственное и то,  в  которое  он
облекся, он не может достичь органов восприятия, т. к.  два  тела  не  могут
находиться в одно и то же время в одном и том же месте. Он  не  может  также
привести в движение познавательную силу наваждения или обманом чувств, т. к.
наваждение - качественное явление, а демон лишен всякого качества. Он  также
не может этого сделать путем превращения людей в другие существа. Он мог  бы
превращать, придавая им полностью или частично другой облик. Однако ни  того
ни другого он сделать не может. В первом случае он не  может  этого  потому,
что у него не имеется необходимых для  этого  активных  свойств.  Во  втором
случае потому, что 1) эти изменения не могут быть  производимы  без  чувства
боли и 2) демон мог бы показать человеку только то, что этот  последний  уже
знает. А ведь Августин говорит, что демон показывает человеку и известное, и
неизвестное ему. Поэтому высказывается  мнение  о  том,  что  демоны  никоим
образом не могут обмануть  воображение  и  чувства  человека.  Это,  однако,
находится в противоречии с утверждением Августина ("О граде божьем", XVIII),
что обращение людей в животных,  производимое  демонами,  совершается  не  в
действительности, а лишь в воображении. А это мыслимо только в  том  случае,
если бы демоны могли производить изменения в человеческих  чувствах.  Ответ.
Если читатель хочет подробнее узнать о превращениях,  он  найдет  многое  во
второй части этого труда, глава
   6. Теперь же мы хотим рассуждать по  схоластическому  методу  и  привести
мнение трех ученых, согласных с тем,  что  черт  может  обмануть  восприятия
человека до такой степени, что человеку представляется подлинный  зверь.  Из
этих трех ученых наиболее авторитетен святой Фома, об утверждениях  которого
мы скажем в конце. Начнем с рассуждения Антония. Антоний ("сумма" I, tit. с.
5 О  Declarantes)  говорит,  что  черт  время  от  времени  воздействует  на
воображение человека и особенно - на его чувства,  чтобы  обмануть  его.  Он
объясняет это, опираясь на авторитет канона и на  большой  опыт.  Во-первых,
тела человеческие, при своем перемещении в пространстве, подчинены  ангелам.
Если злые  ангелы  и  потеряли  милость  божью,  то  они  все  же  сохранили
прирожденную силу. Воображение зависит  от  телесных  органов,  на  которые,
очевидно, могут воздействовать как добрые,  так  и  злые  ангелы.  Последние
пользуются этой способностью для того, что превращать людей для видимости  в
животных, вызывая те или иные  представления  с  помощью  изменения  течения
соков к центру чувств. Антоний прибавляет: "Это явствует из канона "Episcopi
XXVI, 5,  где  говорится:  "Нельзя  обойти  молчанием  того,  что  некоторые
преступные женщины, совращенные сатаной и попутанные дьявольским  обманом  и
наваждением, верят и признаются, что они ездят  ночью  верхом  на  известных
животных с  Дианой,  языческой  богиней,  или  с  Иродиадой  и  бесчисленным
множеством  женщин,  и  будто  они  проносятся  в  ночном  безмолвии   через
необозримые пространства". И далее: "Поэтому священники должны проповедовать
божьему люду, что  все  это  совершенно  неверно  и  что  подобные  призраки
распространяются в умах верующих не от божьего, а от  злого  духа,  ибо  сам
сатана принимает на себя личины различных людей и сбивает с  истинного  пути
плененного им человека, обманывая его сновидениями". Смысл этого канона  был
истолкован нами в первом вопросе настоящей  книги.  Что  эти  женщины  не  в
состоянии при желании рыскать верхом и не находят  при  этом  препятствия  в
силе божьей, это не является истинным смыслом указанного места. Ведь  весьма
часто люди, не будучи колдунами, против воли переносятся телесно на  большие
расстояния. Так переноситься можно и в действительности,  и  в  воображении,
как явствует из  указанного  сочинения  Антония  и  из  главы  "Nec  mirum".
Августин рассказывает,  что  в  языческих  книгах  сообщается  о  волшебнице
Цирцее,  превратившей  спутников  Одиссея  в  животных.  Это  скорее   всего
произошло в результате обмана чувств, а не в действительности, как это видно
из многих примеров. Так, мы читаем в  житиях  святых  следующее:  жила  одна
девственница, которая не соглашалась вступить  в  греховную  связь  с  одним
юношей. Раздраженный этим сопротивлением, он околдовал ее с  помощью  одного
еврея, после чего девственница превратилась в  кобылу.  Это  превращение  не
было действительным, а только кажущимся. Это было наваждение,  произведенное
дьяволом, изменившим восприятие  девственницы  и  окружающих  так,  что  она
представлялась всем кобылой, хотя она и продолжала оставаться тем,  кем  она
была и раньше. Она предстала пред святым Макарием. Демон  не  смог  обмануть
этого праведника, который тотчас же увидел, кто она. Его праведной  молитвой
она была освобождена от этого наваждения. Она призналась, что наваждение это
произошло вследствие ее малой заботы о божественных предметах и  непосещения
ею святых таинств. Вот почему дьявол получил власть над нею  -  хотя  она  и
была добродетельной. Значит, черт может  воздействовать  на  человека  через
изменение движения духов-ных сил и соков его.  Но  черт  ничего  сделать  не
может, если на то не будет божьего  попущения.  Бог  часто  подавляет  злобу
дьявола,  стремящегося  обмануть  нас  и  вредить  нам.  Поэтому   Августин,
повествуя о ведьмах, говорит: "Они - те самые, которые с  божьего  попущения
приводят элементы в беспорядок и смущают нравы  людей,  мало  надеющихся  на
бога" (XXVI, qu. 5, Nec mirum). Через их чары случается, что  муж  не  может
познать своей жены. Это происходит из-за воздействия на восприятие, рисующее
женщину уродливой и отвратительной. Черт  показывает  также  бодрствующим  и
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 60
 <<-