|
препятствовать их сближению. Для этого он временами принимает облик тела и
ложится между теми, которые намереваются произвести соитие. Так поступал
демон с одним молодым человеком, который, уже женившись на идоле, заключил
другой брак с одной девушкой и из-за указанного вмешательства демона никак
не мог ее познать. Во-вторых: демон может пускать в ход различные травы,
мешающие соитию. В-третьих: он притупляет чувствительность и воображение,
придавая женщине вид, действующий отталкивающим образом на мужчину.
В-четвертых: он поражает вялостью орган, служащий для оплодотворения.
В-пятых: он препятствует извержению семени и т.д. и т.п. Указанный мыслитель
прибавляет: "С божьего попущения больше всего наводится порчи именно на
плотское соитие, через которое распространился первый грех". Затем он
присовокупляет: "Так же обстоит дело с женщиной. Демон может так
воздействовать на ее воображение, что мужчина будет ей противен, и она ни за
что на свете не допустит его познать себя". Этот мыслитель указывает далее и
основание, почему порча чаще наводится на мужчин, чем на женщин. По его
мнению, это зависит от того, что легче всего вызвать вялость мужского
полового органа. Сверх того, он говорит, что бог позволяет наводить порчу
скорее на грешников, чем на праведных. Поэтому-то и сказал ангел Товии:
"Демон приобретает власть над теми, которые преданы невоздержанию". Если
спрашивают, почему способность к соитию невозможна с какой-либо одной
определенной женщиной, а с другой возможна, то по словам Бонавентуры, ответ
должен гласить: или это происходит потому, что колдун указал дьяволу именно
на данную женщину, как на такую, которая должна произвести отталкивающее
впечатление на мужчину, или же это происходит потому, что бог не допускает
дьяволу воспрепятствовать соитию данной пары. Пути господни неисповедимы.
Бонавентура добавляет: "Если спрашивается, как это производится дьяволом, то
на это надо ответить, что он препятствует способности к акту оплодотворения
не через внутренние препятствия или через ранение органа, но внешним путем,
вследствие невозможного использования органа. Так как это препятствие
является не естественным, а искусственным, то оно может выявиться при
попытке соития с одной какой-либо женщиной и отпасть во всех других случаях.
Это препятствие может выражаться или в отсутствии стремления к соитию с
данной женщиной, или быть последствием принятия известных трав, или,
наконец, появиться в результате действия оккультных сил. Случается, что
неспособность к соитию является следствием естественной холодности человека.
Как можно в таком случае узнать, какая неспособность естественна и какая
произошла от колдовства? Гостиенсис в своей "Сумме" дает объяснение,
которое, однако, не следует разглашать в проповедях. Вот оно: если орган
постоянно вял и муж поэтому никогда не может познать свою жену, то это
признак естественной холодности. Если же орган приходит в движение и
становится твердым, но муж не может довести акта до конца, то это признак
колдовства. Колдовство заключается не только в том, что акт не доходит до
конца, но и в том, что женщина не зачинает или у нее наступают
преждевременные роды. При этом надо обратить внимание на то, что, согласно
каноническим правилам, тот, кто из чувства мести или из ненависти к мужу или
жене лишает их способности к деторождению или к зачатию, считается за
убийцу. Смотри Extra de homic: Si aliguis. Канон упоминает и о тех беспутных
любовниках, которые дают своим возлюбленным известное питье для
предотвращения зачатия, безо всякой помощи демонов. Такие преступления
причисляются к убийству, хотя бы преступники и принесли раскаяние. Ведьмы
же, которые готовят подобные зелья, подлежат по законам самым суровым
наказаниям. Колдовские препятствия к деторождению возможны как между
состоящими в браке, так и вне брака, как указывается богословами и
канонистами, и особенности в каноне Extra de frigidis et maleficiatis, а
также и в книге сентенций 4, раздел
34. Бесполезно искать естественного объяснения деяний дьяволов. Ведь
когда человек, одержимый нечистым духом, начнет говорить на непонятном
языке, то нельзя считать это естественным явлением. Нельзя объяснить этого и
искусством некромантов. Надо искать здесь причину в особых существах со злой
волей. Этими существами могут быть только демоны. Католические ученые
различают постоянное и временное половое бессилие, причиняемое чарами.
Временное - когда супруги в продолжение трех лет могут быть излечены или
таинствами церкви или другими врачеваниями. Постоянное - когда никакие
средства не помогают. Если оно предшествует заключению брака, то оно
приводит к тому, что брак считается недействительным. Если же оно происходит
после заключения и завершения брака, то оно не разрушает супружеских уз.
которую мы здесь разберем. Как это происходит? Опираясь на авторитет канона
Episcopi (XXVI, 5), некоторыми утверждается, что это невозможно. Канон этот
гласит: "Кто верит, что возможно кому-нибудь, кроме Создателя Вселенной,
обращать какое-либо существо в лучшее или худшее состояние или придавать ему
другой облик, тот без сомнения неверующий и хуже язычника". Развивая в
определенном направлении указанную мысль, можно сказать следующее: чтобы
иметь восприятие какого-либо облика, необходимо наличие этого облика. Иначе
восприятие невозможно. Поэтому, раз данного звериного облика не существует,
то и видеть его нельзя, и никаким образом облика его не вызовешь. Если
говорят, что подобный облик бывает в окружающем воздухе, то это не верно,
потому что воздух не восприимчив к таким обликам или образам, вследствие
своей подвижности; если даже подобное превращение и бывает всеми видимо, то
оно не действительно, потому что демоны не могут обмануть по крайней мере
зрения святых. К тому же зрение - это пассивная сила, а объект зрения -
|
|