|
две жены, характер которых он выносил с величайшим терпением, но все же не
мог освободиться от их окриков, укоров и злоречия. Однажды, когда они снова
на него напали, он вышел чтобы избежать раздоров, и сел перед домом. Видя
это, женщины вылили на него грязную воду. На это философ, не раздражаясь,
сказал: "Я знал, что после грома следует дождь". О другом муже рассказывают
следующее: его жена утонула в реке. Ища ее труп, чтобы извлечь его из воды,
он шел вдоль берега, против течения. Спрошенный, почему он ищет вверх, а не
вниз по течению, он ответил: "При жизни жена всегда все делала наперекор.
Может быть, она и после своей смерти будет поступать так же". Как из
недостатка разума женщины скорее, чем мужчины, отступаются от веры, так и из
своих необычайных аффектов и страстей они более рьяно ищут, выдумывают и
выполняют свою месть с помощью чар или иными способами. Нет поэтому ничего
удивительного в том, что среди женщин так много ведьм. В их натуре никому не
подчиняться, следовать своим собственным внушениям. Поэтому Теофраст
говорит: "Если ты предоставишь к ее услугам целый дом, а за собой оставишь
лишь какое-либо право голоса, то она будет думать, что ей не доверяют. Она
начнет вступать в споры. А если ты не поторопишься ей уступить, она
приготовит яд и будет искать помощи у кудесников и ясновидцев". Отсюда -
чародеяния. Как выглядит господство женщины, смотри у Туллия ("Парадоксы") :
"Тот ли свободен, кому жена приказывает, диктует законы, разрешает,
запрещает по своему усмотрению и не дает права возразить? Я думаю, что
такого мужа можно назвать рабом, заслуживающим сожаления, хотя бы он и был
из уважаемой семьи". Поэтому и Сенека в лице неистовой Медеи говорит
следующее: "Чего ты колеблешься? Следуй счастливому натиску. Сколь велика
месть, в которой ты находишь свою радость" и т. д. При этом Сенека
показывает, что женщина не позволяет руководить собою, а хочет действовать
по своему собственному усмотрению. Они сами накладывают на себя руки, если
они могут отомстить. О подобной женщине Лаодикее Иероним рассказывает в
своей книге о Данииле. Эта Лаодикея, жена короля Антиоха из Сирии, ревнуя
его к Веренике, другой его жене, умерщвляет сначала соперницу и ее сына от
Антиоха, а потом отравляется и сама. Почти все государства были разрушены
из-за женщин. Троя погибла из-за похищения Елены. Многие тысячи греков нашли
там смерть. Иудейское государство претерпело много невзгод и разрушений
из-за скверной царицы Иезавели и ее дочери Гофолии, царицы в Иудее, которая
умертвила своих внуков, чтобы царствовать после смерти сына. Обе эти женщины
были в свою очередь умерщвлены. Много напастей испытало Римское государство
из-за Клеопатры, египетской царицы. Поэтому нет ничего удивительного в том,
что мир и теперь страдает из-за женской злобы. Из-за ненасытности женщин к
плотским наслаждениям человеческая жизнь подвержена неисчислимому вреду.
Поэтому мы можем с полным правом утверждать вместе с Катоном: "Если бы мир
мог существовать без женщин, мы общались бы с богами". И действительно, мир
был бы освобожден от различнейших опасностей, если бы не было женской злобы,
не говоря уже о ведьмах. Валерий писал Руфину: "Ты не знаешь, что женщина -
это химера, но ты должен знать, что это чудовище украшено превосходным ликом
льва, обезображено телом вонючей козы и вооружено ядовитым хвостом гадюки.
Это значит: ее вид красив, прикосновение противно, сношение с ней приносит
смерть". Ее другое свойство - это голос. По природе женщина лжива. Она лжива
и в разговоре. Она жалит и ласкает в одно и то же время. Поэтому ее голос
сравнивается с голосом сирен, привлекающих путников своими сладкими
мелодиями и затем убивающих их. Они убивают, т.к. опустошают денежные мешки,
крадут силу и заставляют презирать Всевышнего. Еще раз Валерий к Руфину:
"Цветок любви - роза. Ведь под ее пурпуром скрываются шипы". Притчи
Соломона: "Мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее. Но
последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый". А как
она ходит и себя держит? Это - суета сует. Не найдется ни одного мужчины,
который так старался бы угодить Господу, как старается женщина - будь она не
совсем уродом - понравиться мужчине. Примером тому может служить Пелагея,
ходившая разряженной по Антиохии. Когда ее увидел святой отец по имени
Ноний, он начал плакать и сказал своим спутникам, что он за всю свою жизнь
не выказывал такого усердия служить богу, какое показывает Пелагея, чтобы
понравиться мужчинам. Святому старцу в конце концов удалось обратить эту
отвратительную грешницу на истинный путь. Такова женщина, на которую горько
жалуется церковь и о которой Экклезиаст (гл. 7) говорит следующее: "Я нашел,
что женщина горче смерти, она - петля охотника. Ее сердце - тенета, а ее
руки - оковы. Кто угождает богу, тот ее избегает. Грешник же будет ею
уловлен". Она горче смерти, т.е. дьявола. Она горче смерти, т.к. смерть
естественна и уничтожает только тело. Грех же, начатый женщиной, умерщвляет
душу через лишение благодати божьей, а также и тело в наказание за грех. Она
горче смерти, т. к. смерть тела - явный, ужасный враг. Женщина же - скрытый,
льстивый враг. Их сердце - тенета, т. е. неизмерима злоба, господствующая в
их сердце. Их руки - оковы. Когда они участвуют в наведении порчи на живые
существа, они достигают того, к чему стремятся с помощью дьявола. Подведем
итоги: Всь совершается у них из ненасытности к плотским наслаждениям. Притчи
Соломона говорят (предпосл. гл.): "Троякое ненасытимо..." и т. д., "...а
четвертое - это то, что никогда не говорит: "Довольно", и именно - отверстие
влагалища". Вот они и прибегают к помощи дьявола, чтобы утишить свои
страсти. Можно было бы рассказать об этом подробнее. Но для разумного
человека и сказанного довольно, чтобы понять, почему колдовство более
распространено среди женщин, чем среди мужчин. Поэтому правильнее называть
эту ересь не ересью колдунов, а ересью по преимуществу ведьм, чтобы название
|
|