|
хороших женщинах. А в притчах Соломона о таковых женщинах говорится в
последней главе. В Новом Завете их хвалят не менее, упоминая о девственницах
и о других святых женщинах, привлекших языческие народы и государства к
свету христианской религии. Прочти Викентия "Зерцало истории" (XXVI, 9), о
венгерском государстве и о великой христианке Гилии, а также о франкском
государстве и о девственнице Клотильде, обрученной с Хлодвигом. Много
чудесного найдешь ты там. Когда женщину хулят, то это происходит главным
образом из-за ее ненасытной страсти к плотским наслаждениям. Поэтому в
Писании и сказано: "Я нашел женщину горче смерти, и даже хорошая женщина
предалась страсти к плотским наслаждениям". Мыслители приводят и другие
основания тому, почему женщины более чем мужчины склонны к суеверию. Они
говорят о трех основаниях: 1) Они легковерны. Демон жаждет главным образом
испортить веру человека. Этого легче всего достигнуть у женщин. 2) Они
скорее подвержены воздействию со стороны духов вследствие естественной
влажности свого сложения. 3) Их язык болтлив. Все что они узнают с помощью
чар, они передают подругам. Так как их силы невелики, то они жаждут отмщения
за обиды с помощью колдовства. Некоторые мыслители приводят еще другие
основания, о которых проповедники должны говорить с осторожностью. Хотя в
Ветхом Завете о женщинах и говорится больше нехорошего, чем хорошего, из-за
первой грешницы Евы и ее подражательниц, однако, вследствие позднейшего
изменения слова Ева в "Ave" (радуйся) в Новом Завете из-за благодати Марии -
надо проповедовать и говорить много похвального о женщинах, как и говорит
Иероним: "Все, что грех Евы принес злого, то благо Марии подвергло
уничтожению". Несмотря на это, из-за скверны колдовства, распространяющейся
в последнее время более среди женщин, нежели среди мужчин, мы должны
сказать, после точной проверки материала, что женщины имеют недостатки как в
душе, так и в теле, и что нет ничего удивительного в том, что они совершают
больше позорных деяний. Они рассуждают и иначе понимают духовное, чем
мужчины. Здесь мы сошлемся на авторитеты. Теренций говорит: "У женщины
рассудок легок, почти как у мальчиков". Лактанций ("Институции", 3)
утверждает: "Ни одна женщина, кроме Теместы, никогда не понимала философии".
В притчах Соломона (гл. 11) приводится как бы описание женщины: "Красивая и
беспутная женщина подобна золотому кольцу в носу у свиньи". Ведь женщина
более алчет плотских наслаждений, чем мужчина, что видно из всей той
плотской скверны, которой женщины предаются. Уже при сотворении первой
женщины эти ее недостатки были указаны тем, что она была взята из кривого
ребра, а именно - из грудного ребра, которое как бы отклоняется от мужчины.
Из этого недостатка вытекает и то, что женщина всегда обманывает, так как
она лишь несовершенное животное. Ведь Катон сказал: "Если женщина плачет, то
она конечно готовит козни". Также говорится: "Если она плачет, то она хочет
ввести мужа в заблуждение". Это видно по жене Самсона, которая разными
способами досаждала мужу, пока не узнала его тайны и не покинула его,
передав этот секрет своим единомышленникам. По примеру первой женщины видно,
что женены маловерны. Ведь на вопрос змеи, почему Адам и Ева не вкушают от
плодов всех деревьев рая, Ева ответила: "Мы едим Плоды от всех деревьев,
кроме" и т. д. "чтобы мы, что может случиться, не умерли". Этим она
показала, что у нее не было веры в слова бога. Это явствует и из этимологии
слова "Femina" (женщина), происходящего от "Fe" (Fidesвера) и "minus"
(менее). Таким образом слов "Femina" значит имеющая меньше веры. Ведь у ней
всегда меньше веры. Это зависит от ее естественной склонности к легковерию,
хотя вследствие божьей благодати, и природы у высокоблагословенной
девственницы Марии вера никогда не колебалась, чего нельзя сказать о всех
мужчинах времени страстей Христовых. Итак, женщина скверна по своей природе,
так как она скорее сомневается и скорее отрицает веру, а это образует основу
для занятий чародейством. Что касается другой силы души - воли, то скажем о
женщине следующее: когда она ненавидит того, кого перед тем любила, то она
бесится от гнева и нетерпимости. Такая женщина похожа на бушующее море.
Разные авторитеты говорят об этом. Вот Экклезиаст (гл. 25): "Нет гнева
большего гнева женщины". Сенека (Трагед. 8): "Ни мощи огня, ни силы бури, ни
удара молнии не надо столь бояться, как горящего и полного ненависти дикого
гнева покинутой супруги". Вспомним здесь и гнев женщины, которая возвела на
Иосифа ложное обвинение и заставила бросить его в темницу вследствие того,
что он не хотел впасть с нею в грех прелюбодеяний (Бытие, 30). Немаловажное
значение для увеличения количества ведьм надо приписать жалким раздорам
между замужними и незамужними женщинами и мужчинами. Так обстоит дело даже
среди женщин, посвятивших себя богу. А среди других женщин? В Книге бытия ты
увидишь всю нетерпимость и зависть Сары к Агари (Бытие, 21), Рахили к Лии
(Бытие, 30), Анны к Феннане (Царств, 1), Мариами к Моисею (Числ., 12), Марфы
к Магдалине (Лука, 10), которая сидела, когда Марфа прислуживала. Понятно
поэтому, почему Фороней, греческий король, в день своей смерти сказал своему
брату Леонтию: "Мне ничего недоставало бы до высшего счастья, если бы
отсутствовала женщина". На это Леонтий: "Как может женщина мешать счастью?"
Король ответил: "Все женатые мужчины знают это". Когда Сократа спросили
совета - жениться или не жениться, он сказал: "Если ты не женишься, то тебя
приютит одиночество мыслителя. Твой род исчезнет. Чужой наследник возьмет
твое состояние. Если же ты женишься, то у тебя будут вечные раздражения,
жалобы и споры, укоры о приданом, злые морщины на челах родственников,
болтливый язык тещи, наследники от чужого брака, сомнительные виды на
будущее для своих собственных детей". Это он вынес из собственного опыта.
Иероним (Против Иовиниана) рассказывает об этом следующее: "У Сократа было
|
|