|
из нас, инквизиторов, стал известен такой случай: один знатный из Шпейера
имел жену с удивительно упрямым характером. Он охотно уступал ей во всем.
Она же ни во что не ставила его желания и всячески поносила его. Однажды,
когда он только что прибыл домой, жена по обыкновению стала осыпать его
упреками. Он хотел рассердиться и уйти из дому. Жена подбежала к двери,
через которую ему надлежало выйти, чтобы не пропустить его, и, крича,
утверждала, что если он ее, жену свою, не ударит, то докажет, что у него нет
прямодушия и чувства чести. В ответ на это, без всякого намерения причинить
ей вред, он поднял руку и притронулся вытянутыми пальцами к ее плечу. Он тут
же упал на пол, потерял сознание и пролежал долгое время больным. Здесь не
могло быть заболевания по естественным причинам. Здесь мы имеем дело с
чародеяниями его жены. Бесчисленное множество подобных событий стало
известно повсюду. Есть люди, которые, желая убедиться, является ли болезнь
следствием околдования или нет, льют над больным в миску с водой
расплавленный свинец. Если при этом образуется из свинца какая-нибудь
фигура, то болезнь считают следствием околдования. На вопрос о том,
появляется ли эта фигура под влиянием демона или естественным путем, люди,
пользующиеся этим средством, обыкновенно отвечают, что здесь проявляется
Действие планеты Сатурн на свинец, т. к. Сатурн обладает злыми свойствами и
притягивает к себе колдовство. Правильны ли эти исследования, это мы увидим
в третьей части настоящей книги. Канонисты считают такие испытания
дозволенными, хотя богословы придерживаются противоположного мнения. Под
конец разрешим еще несколько вопросов. 1) Почему ведьмы не богатеют? 2)
Почему ведьмы, в случае благоволения со стороны светских владык, не
уничтожают всех своих врагов? 3) Почему ведьмы не в состоянии вредить
проповедникам и иным людям, преследующим их? На это надо ответить так: К
первому: ведьмы не богатеют, во-первых потому, что они, по воле демона,
готовы за самую незначительную мзду осрамить и опозорить Творца, а
во-вторых, чтобы своим богатством не обращать на себя внимания. Ко второму:
они лишены возможности уничтожать всех своих врагов потому, что добрый ангел
препятствует им в этом, согласно слову Даниила: "Князь персов сопротивлялся
мне двадцать один день". Смотри также у святого Фомы о том, происходят ли
битвы между добрыми ангелами и как они протекают. К третьему: ведьмы не
могут вредить инквизиторам и другим должностным лицам потому, что последние
отправляют обязанности по общественному правосудию. Недостаток времени не
позволяет нам приводить еще другие примеры.
Глава 2.
Действует ли дьявол совместно с колдуном? Правоверно ли утверждать, что
для чародейства дьявол должен всегда действовать совместно с колдуном или
один независимо от другого (например, дьявол без колдуна или наоборот) может
произвести подобное действие?
1. Августин (83 вопроса) утверждает следующее относительно действий
дьявола без посредства колдуна. Все, что совершается зримо, может
совершаться также через посредство низших сил воздуха. Но телесные порчи не
бывают незримы; они ощутимы. Поэтому они могут причиняться и демонами,
2. Кроме того, вред, нанесенный, согласно Библии, Иову (и огонь, упавший
с неба, и рабы, уничтоженные вместе со стадами овец в одно мгновение, и
ураган, разрушивший дом и убивший детей), был делом рук дьявола без помощи
ведьмы, но с божьего попущения. Так же обстояло дело и с семью мужьями
девственницы Сарры, умерщвленными демоном.
3. Далее. Все то, что возможно совершить более высокой силе, достигается
ею без помощи всякой какой-либо иной силы. Более высокая сила не нуждается в
низшей силе. Низшая сила может сама по себе производить град и возбуждать
болезни. Ведь Альберт Великий в своем сочинении "О свойстве вещей" говорит,
что сгнивший шалфей, положенный особенным образом в колодец, вызывает
удивительные бури в воздухе.
4. Далее. Если говорят, что демон практикует чародейство не из
потребности, но для погибели тех, кого он ищет, то это противоречит
Аристотелю. В своей "Этике" (3) Аристотель говорит, что злые поступки
совершаются добровольно. Это он доказывает тем, что никто добровольно не
делает несправедливостей, если он не имеет желания сделать несправедливость.
И никто не занимается развратом, если он не стремится в невоздержанности.
Поэтому-то законодатели и наказывают злых. Ведь эти последние, собственно
говоря, делают злое добровольно. Если же дьявол с помощью ведьмы делает
что-либо дурное, то он поступает с ней как со своим орудием. И так как
орудие зависит от воли работающего им мастера и не имеет самостоятельной
воли при такой совместной работе, то и действия его нельзя приписывать ему
и, следовательно, наказывать его за это. Возражая против этого, скажем
следующее. Дьявол ничего не может предпринять без ведьмы. Вначале укажем
общее основание. Каждое действие происходит через прикосновение. Так как
демон к телам вовсе не прикасается, не имея с ними ничего общего, то он
нуждается здесь в орудии, которому он передает вредительскую силу через свое
прикосновение. Что чародейства возможны и без помощи дьявола, это
доказывается глоссами и текстом Послания к галатам, гл. 3: "О, неосмысленные
галаты! Кто околдовал вас, чтобы вы не слушались правды?" Глосса дает
объяснение, что некоторые могут сглазить ближних и, главным образом, детей.
|
|