|
чтобы увеличить заслуги через упражнение в терпении. Примеры: Иов (гл. 1) и
Товит (гл. 2); 3) чтобы охранить добродетель через принижение бича. Пример:
Павел, говорящий о себе самом следующее (2 Коринф, 12): "Чтобы я не
превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел
сатаны". По мнению Ремигия, это была известная телесная слабость. Вот
основания для наказания без вины; 4) чтобы вечное осуждение началось уже
здесь и чтобы было показано, что нас ожидает в аду. Примеры: Ирод (Деяния
XII) и Антиох (2 Маккавеев, 9); 5) чтобы человек очистился или через
изгнание вины (пример: Мариам пораженная проказой, Книга, XIII), или для
искупления наказания (пример: Давид, лишенный престола после совершенного
прелюбодеяния, 2 Кн. Царств). Можно также сказать, что все наказания,
налагаются на нас за нашу вину, по крайней мере, унаследованную, с которой
мы родились. Если же говорить о третьем наказании, а именно - о наказании
вечного осуждения, в котором будут находиться ведьмы, то пусть никто не
сомневается в том, что ведьмы будут мучимы больше всех других осужденных и
проклятых. Ведь во Второзаконии (XXV) говорится: "По размеру греха будет и
род наказания".
Объясняется высказанная истина сравнением чародеяний с другими видами
суеверий Высказанная истина относительно гнусности преступлений при
колдовстве должна быть доказана сравнением их с другими деяниями колдунов и
кудесников. Имеется 14 видов суеверий согласно троякого рода прорицаний.
Первый из них происходит путем явного призывания демонов. Второй - путем
молчаливого созерцания положения или движения предметов, как, например,
звезд, дней, часов и т. д. Третий - путем созерцания поступков человека, для
выявления чего-нибудь сокровенного. Это носит название: "жребий". Виды
первого рода прорицаний, происходящие путем явного призывания демонов, суть
следующие: волшебство, гадание по снам, некромантия, пифонические
пророчества, геомантия, гидромантия, аэромантия, пиромантия и почитание
пернатых. Смотри у святого Фомы II, 2, 95, 26, 4 Igi Uur и 5 Nec mirum. Ко
второму роду прорицаний принадлежат: генетлиаки, гаруспицы, авгуры,
хиромантия и спатуламантия. Различны виды третьего рода прорицаний, все
относящиеся к так называемым жребиям, имеющим целью гадание по точкам,
палочкам и фигуркам, вылитым из олова. Об этом говорит святой Фома (II, 2,
26, 4, pertotum). Позорные поступки ведьм превосходят все эти преступления,
что видно из вышеприведенного перечня их. О других, еще более мелких видах
суеверий и говорить не стоит. Видами первого рода предсказаний волшебники
морочат человека разными обманами чувств. Так, тело представляется органам
зрения и осязания иным, чем оно есть в действительности. Однако ведьмам не
довольно устранять половые органы путем обмана чувств, и она наводит на него
половое бессилие, так что женщина не может зачать, а мужчина не способен
произвести полового соития, хотя бы половой орган и не был у него удален
ведьмами. Не прибегая к обману чувств, они производят также выкидыши, если
зачатия не удалось им предотвратить. Они же наводят бесчисленное множество
других зол и часто появляются в различных обликах зверей, как это и было
показано выше. Второй род предсказаний называется также некромантией,
имеющей целью вызывание умерших и беседу с ними. Согласно Этимологии Исидора
Севильского (гл. 3) слово "некромантия" Происходит от греческого necros, что
обозначает смерть, и от niantera, т. е. предсказание. Некроманты
предсказывают будущее по крови человека или животного, наблюдая, как она
сказывается или свертывается. Они знают, что демоны любят кровь, т. е. ее
пролитие. Когда некроманты вызывают усопших, то демоны появляются вместо них
и отвечают вместо них на вопросы. Некромантией занималась и та волшебница,
которая по настоянию Саула якобы вызвала призрак Самуила (1 Кн. царств, 28).
Но пусть никто не думает, что это допустимо, если об этом рассказано в
Священном Писании. Ведь в послании к Симплициану Августин говорит: "Рассудку
не противоречит утверждение, что с божьего разрешения, оставшегося сокрытым
от волшебницы и от Саула, но без всякого вмешательства колдовской силы, дух
праведника предстал пред очи царя, чтобы сообщить ему решение бога. Но дух
Самуила не был потревожен в гробу. Предстал чуждый призрак, и был бесовский
обман чувств. Этот призрак и назван в писании Самуилом". В третьем роде
предсказаний, называемом также предсказаниями по снам, надо различать
двоякое: 1) использование снов для раскрытия тайн с помощью злых духов, с
которыми гадальщики по снам заключают нарочитые договоры; 2) угадывание по
снам будущего при толковании их как божьего наития или при объяснении их из
внутренних или внешних естественных причин. Такой род гаданий не является
недозволенным. Смотри у святого Фомы, там же. Чтобы слушатели могли это
лучше понять, проповеднику надобно начинать свое объяснение с ангелов и
разъяснить, что ангелы, обладая ограниченной силой, могут раскрыть будущее
лучше всего тем, которые обладают особым предрасположением к такого рода
сообщениям. Предрасположение же сильнее всего ночью, когда покоятся
внутренние и внешние движения, когда прекращаются испарения и когда
пищеварение совершилось. Это происходит на заре. Более же совершенные люди
способны внимать голосу ангела во всякое время дня и ночи, как в
бодрствующем состоянии, так и во сне. Вещие сны также зависят от
естественных причин, как утверждает Аристотель ("О сне и бодрствовании"). Во
сне природа показывает душе различные предрасположения тела к тем или иным
заболеваниям. Так, например, если кто грезит об огне, то это признак того,
что в нем преобладает холерический темперамент. Если кому снится нечто
летающее по воздуху, как, например, мухи, то это указывает на развитие
|
|