|
настоящей книги. Нельзя считать достаточными эти наказания для ведьм. Ведь
они не простые еретики, а отступницы, которые не только отрекаются от веры,
но отдаются и телом, и душою демонам, а также присягают ему на верность.
Поэтому, если даже они раскаются и обратятся к вере, они не заточаются в
пожизненную тюрьму, а предаются смерти. Не меньше вина тех, кто обучает
запрещенному и обучается ему. Законы назначают таким преступникам в
наказание конфискацию имущества и лишение гражданских прав. Кто с помощью
волхвования склонит женщину к блуду, тот бросается на съедение зверям
Объясняется, что ведьмы околдовывают как невинных, так и грешников. С
божьего попущения многие невинные околдовываются за чужие грехи, а именно за
грехи ведьм. Это не представляется удивительным. Святой Фома (II, 2, 108)
указывает, что бог совершенно справедливо допускает это. При этом Фома
говорит о трех родах наказаний: 1) Наказания одних по вине других, т. к.
один человек является как бы вещью другого. Сыновья представляются до
известной степени вещами своих отцов, а рабы и скот - представляются вещами
своего хозяина. Так, сыновья временами наказываются за вину своих отцов. Сын
Давида, рожденный от прелюбодеяния, умер рано. 2) Грех одного переходит на
другого (а соответственно с этим и наказание). Это происходит: а) через
подражание; так, сыновья подражают грехам отцов, а рабы грехам господ и за
это претерпевают наказания; б) через грехи народа, т. е. когда грехи
подчиненных приводят к тому, что у них скверные, грешные начальники. В книге
Иова читаем: "Он позволяет лицемерам господствовать за грехи народа: Грех
передается также другим (ас ним вместе и наказание) путем сокрытия чужих
грехов. Этот случай имеет место, когда начальники не наказывают виноватых
подчиненных. Вот, например, один из нас, инквизиторов, нашел селение,
которое, вследствие высокой смертности среди населения, почти вымерло. Там
ходила молва, что одна похороненная женщина постепенно проглатывала свой
саван в гробу и что чума до тех пор не прекратится, пока женщина эта
полностью не проглотит савана. После совещания местных властей могила
женщины была разрыта. Присутствующие увидели, что уже почти половина савана
была проглочена трупом. Когда староста это увидел, он вытащил, в
возбуждении, меч, отрубил трупу голову и выбросил ее из могилы, после чего
чума тотчас же прекратилась. При последовавшем инквизиционном процессе
обнаружилось, что женщина эта в продолжение долгого времени была кудесницей
и чародейкой. Власти не преследовали ее. Значит, с божьего попущения, грехи
этой женщины пали на невинных, которые и понесли за нее наказание. 3) Бог
попускает околдование невиновных также и для того, чтобы возбуждалась этим
взаимопомощь в человеческом обществе и чтобы его члены больше заботились об
уменьшении греха в своей среде. Примером этому - грех Ахора (Книга Иис.
Навина, гл. VII). Мы можем прибавить к этому еще два вида наказаний, когда
искупают вину добрые за скверных или же скверные за скверных. У Грациана
(XXIII, 5) читаем: "Случается, что бог наказывает скверных через тех,
которые имеют законную власть исполнить это по его приказанию. Это
происходит двояким образом: временами на пользу наказывающих (вспомним, как
он наказал через свой народ хананеян), а временами без этой пользы, но чтобы
наказать и наказывающих (надо вспомнить, как бог наказал род Веньямина и
уничтожил его почти полностью). Случается ему наказывать и свои народы, не
желающие повиноваться ему, но стремящиеся следовать своим вожделениям и
вредящие сами себе, как это происходит в данное время с его народом,
страдающим под властью турок". Каково бы ни было основание божьего
наказания, наказуемый должен терпеливо выдержать его. Иначе оно становится
бичом не для удовлетворения, но для мести, т. е. для дальнейшего наказания.
Во Второзаконии (гл. XXXII) читаем: "Огонь (т. е. светское наказание) зажжен
в моей ярости (т. е. в наказании, ибо иной ярости в боге нет), и он будет
гореть до последнего предела преисподней" (т. е. месть начнется там и будет
гореть до последнего осуждения). Толкование это принадлежит Августину и
находится в De poenitdist 4 О Auctoritas. Если же человек вытерпел искус до
конца, то он заслужил искупления, хотя бы он и был наказан судьею за
чародеяния или как колдун, и именно в зависимости от своего раскаяния и рода
преступления. Естественная смерть, служа, правда, крайним устрашением, не
является достаточной для полного искупления, т. к. она "Редназначена
природой для наказания за первородный грех, хотя Скотт и утверждает, что она
искупает грех, если встречена с покорностью. Однако насильственная смерть,
является ли она заслуженной или незаслуженной, всегда искупляет грех если
она встречена в терпении и с благодарностью. Здесь мы говорили о наказаниях,
налагаемых за грехи других людей. За собственные грехи бог бичует и в земной
жизни и главным образом - попущением околдований. В книге Товита (гл. VII)
говорится: "Над теми, которые преданы похоти, дьявол взял власть".
Околдование происходит тут в первую очередь в виде наведения полового
бессилия. Народу надо объяснить, что такое суд на небе: бог наказывает двумя
наказаниями - духовным и земным. Первое никогда не налагается без вины.
Второе же налагается временами и без вины, но не без основания. Духовное
наказание трояко: 1) лишение благодати; 2) лишение прославления; 3) муки
адского огня. Земное наказание налагается богом вследствие следующих
проступков: 1) за вину другого; 2) без чужой и собственной вины, но не без
основания. Основания наложения богом наказаний указаны у Петра Ломбардского
(Книга сентенций IV, 15, 2) и заключаются в следующем: 1) чтобы бог был
прославлен. Это происходит, когда чудесным образом наказание или бич
устраняются. Пример: излечение слепорожденного (Ев. от Иоанна, гл. 9); 2)
|
|