Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Борислав Алексеевич Печников - "Рыцари церкви". Кто они?
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-
 
 и расширялись  и  в конце  концов  превратились  в
объемистый  документ, полный текст которого - с него сделали всего несколько
копий -  знали  только высшие иерархи.  Уделом же простых  рыцарей была лишь
отрывочная  информация об истории и задачах братства, в составе которого они
служили.  Предписания  по  сохранению орденской тайны и  процедуры приема  в
тамплиеры   призваны  были,  по  замыслу  руководства  ордена,  поддерживать
строжайшую дисциплину и формировать элитарное самосознание.
     Во главе  ордена стоял  великий магистр. По  уставу капитул ограничивал
его власть, на практике  же члены  капитула даже  вкупе  были не в состоянии
что-либо   предпринимать   без   ведома   высшего  иерарха   рыцарей  Храма.
Заместителем  великого  магистра  являлся сенешаль, за военные  дела  ордена
отвечал маршал.
     Наряду  с  главным  Храмом  в  Иерусалиме  существовали  многочисленные
филиалы тамплиеров, рассеянные практически по всей Европе.
     Третий   крупнейший   духовно-рыцарский  "Орден   дома   святой   Марии
Тевтонской", он  же  Немецкий, или Тевтонский, орден, возник  в  Палестине и
Сирии  гораздо позже двух  других военно-монашеских  организаций, и основная
сфера  его  деятельности распространялась скорее на  Европу, чем на  Восток,
несмотря  на то  что  резиденция  гроссмейстера  до  1271  г.  располагалась
недалеко от Акры.  В  Тевтонском ордене  были  представлены  преимущественно
германские  рыцари,  в отличие  от  иоаннитов и тамплиеров, имевших  в своих
рядах выходцев из различных стран.
     Предшественником    Тевтонского   ордена   считается   так   называемый
"германский  госпиталь"  в  Иерусалиме,  организованный  для  немецкоязычных
паломников.  Этот  госпиталь после  падения  Святого города был восстановлен
герцогом Фридрихом Швабским, но уже совсем в другом месте.
     Сначала орден  тевтонцев занимал подчиненное положение  по  отношению к
иоаннитам, которые  всячески  противились  тенденциям  германских рыцарей  к
независимости. Однако в 1199 г. папа Иннокентий III утвердил устав
     Тевтонского ордена,  который с  тех пор  превратился в  самостоятельную
организацию. Знаком нового сообщества  рыцари-монахи избрали черный крест  и
белые плащи,  такие же, как и у тамплиеров. Первым гроссмейстером  тевтонцев
еще до утверждения статутов стал Генрих Вальпот. Резиденции Немецкого ордена
и  его владения располагались кроме Святой земли в Германии, Италии, Испании
и Греции.
     Особые   права   орденов,   прежде   всего   иоаннитов   и  тамплиеров,
способствовали выделению их  из локальных церковных  организаций и ставили в
независимые условия  по отношению к князьям  и другим феодалам.  Кроме того,
ордены не подпадали и под юрисдикцию епископов, имея дело только с курией, и
не  платили  церковных  налогов.   В  орденских  церквах  службу  отправляли
священники -  члены  ордена, которых  только  у иоаннитов в 1179 г. было уже
более 14  тысяч человек. Даже папские предписания, адресованные всей церкви,
имели  силу для орденов только в том случае, если в них конкретно упоминался
тот  или  другой  орден.  Созданную ситуацию  "рыцари  церкви"  использовали
сполна. Обычным явлением стали конфликты с клиром, начиная от иерусалимского
патриарха  и  епископов  и кончая местными  священниками.  И с  властителями
возникших  здесь  христианских государств  "борцы  за веру"  тоже  особо  не
церемонились -по  крайней  мере, они  проводили  свою политику,  даже будучи
частью королевских войск.
     Рыцарское  рвение в боевых действиях хорошо видно на примере  поведения
тамплиеров при  осаде Аскалона в  1153  г.  Гийом Тирский пишет: когда часть
стены рухнула, "все войско бросилось туда, где по божьему велению был открыт
проход. Однако магистр  ордена  храмовников опередил всех, вместе  со своими
тамплиерами занял провал в стене и никого, кроме членов ордена, не пропускал
в город, ибо первые получают самую богатую добычу. Когда же горожане увидели
такую  картину,   то   они  воодушевились  и   стали   мечами   рубить   тех
немногочисленных рыцарей, которых пропустил магистр...".
     Центры  духовно-рыцарских  орденов  в  государствах  крестоносцев после
потери Иерусалима были  перенесены в большие укрепленные  крепости: иоанниты
упрочились в  Маргате, тамплиеры  - в  так  называемом  Храме паломников под
Акрой, а тевтонцы в Монфоре. Число рыцарей - членов орденов в пропорции к их
политическому   и   военному  влиянию  оставалось  на  Востоке  в   общем-то
незначительным, к тому же  оно уменьшалось после  кровопролитных  боев. Так,
например,  в битве  под  Газой в 1244 г.  погибло  и  было взято в  плен 312
тамплиеров,  325  госпитальеров  и  397  тевтонцев,  а  в  орденах  осталось
соответственно 36, 26  и 3  рыцаря. Состав орденов тем не менее сравнительно
быстро пополнялся за счет западноевропейских феодалов.
     Еще   много  раз  военно-монашеские   конгрегации   терпели  фиаско   и
возрождались вновь. В разных  формах и видах,  насколько невероятным это  ни
покажется, они дожили до конца XX в., приспособившись к изменившимся в корне
условиям и трасформировавшись  в  соответствии  с  требованиями сегодняшнего
дня.  Настоящие  очерки призваны в какой-то мере  показать,  как развивались
духовно-рыцарские ордены и близкие к ним  братства на  протяжении  столетий,
каким  способом  боролись  они за  выживание  и  почему  Ватикан до сих  пор
поддерживает многие из этих, казалось бы, анахроничных объединений.
     И поскольку, на  наш взгляд, советскому читателю менее  всего  известны
тамплиеры  и  их производные,  а  особенно  связи  этого древнего  ордена  с
нынешними  "рыцарями  церкви", да и  не только с ними, то мы  и  начнем наше
повествование,  нарушив хронологическую  последовательность, именно с ордена
рыцарей Храма.

ЛАНГЕДОКСКАЯ НАХОДКА И
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-