|
Около 1155 г. глава иоаннитского братства французский рыцарь Раймунд де
Пюи принял титул великого магистра и издал первые статуты ордена. При нем
монастырские начала отступают на второй план и орден начинает приобретать
тот вид, в котором он просуществовал до конца XVIII в. Главной становится
обязанность воевать с оружием в руках. Идеологическим же оправданием такого
поворота служило само средневековое понятие благотворительной деятельности,
включавшее и защиту паломников от нападений, и даже борьбу против мусульман
и язычников.
Символом иоаннитов стал восьмиконечный белый крест. Этот крест носили
на рясах или плащах, а уже в XIII в., отправляясь в поход, госпитальеры
облачались в красные одеяния с большим белым восьмиконечным крестом. Против
всевозможных отклонений от предписанной одежды и используемой для ее шитья
материи были разработаны строгие инструкции - определенный признак того, что
из первоначально аскетического сообщества развилась организация
привилегированной касты.
Все члены этого духовно-рыцарского ордена подразделялись на три
категории: рыцари, капелланы и служащие братья (сержанты) или оруженосцы.
Штаб-квартира организации располагалась в большом госпитале в Иерусалиме,
построенном по образцу и подобию больницы пантократора в Константинополе. В
Акре, Тире, Антиохии и других населенных пунктах находились филиалы
госпитальеров, так называемые орденские дома, в которых размещались
рыцарские гарнизоны и госпитали. После падения иерусалимской резиденции
функции центра организации полностью взяла на себя Акра.
Здесь следует отметить и весьма позитивную сторону деятельности ордена
иоаннитов. Вот некоторые примеры: в 1170 г. главный госпиталь ордена
располагал более чем двумя тысячами коек, больные и раненые получали
безвозмездную помощь, три раза в неделю для бедняков устраивались довольно
обильные горячие обеды, которыми кормили бесплатно. Специальные больницы
создавались для лечения различного рода болезней, и четыре врача специалиста
лечили пациентов. Принадлежавший госпиталю воспитательный дом обеспечивал
надежный приют для подкидышей и грудных младенцев. Было открыто и
гинекологическое и акушерское отделение, родителям новорожденных выдавалось
приданое для младенцев. Вне зависимости от ранга пациента все госпитальные
койки, больничные халаты и белье были одного качества, все больные и раненые
получали равные порции пищи, как говорится из одного котла.
Функции по уходу за недужными и увечными и призрение бедных только в
течение весьма непродолжительного времени входили в обязанности рыцарей,
затем же этот вид орденской деятельности стал уделом только священников и
служащей братии.
Высший привилегированный слой иоаннитов составляли рыцари, число
которых постоянно пополнялось за счет отпрысков мелких и средних феодалов. А
уже с 1262 г. только благородное происхождение обеспечивало вступление в
когорту госпитальерского рыцарства. Служащие же братья были обязаны не
только выполнять свои задачи по госпиталю, но и использовались как
пехотинцы, ибо каждому рыцарю разрешалось иметь при себе по два пеших
солдата. Большую помощь ордену оказывали, говоря современным языком, богатые
спонсоры - так называемые "конфратрес" и "консорорес" ("братья" и "сестры"),
своего рода круг друзей рыцарей. Во главе ордена госпитальеров стоял великий
магистр, для решения важнейших вопросов периодически собирался генеральный
капитул - орган с совещательным, а иногда и решающим голосом. Влиятельными
лицами в ордене иоаннитов были великий канцлер, великий прецептор или
казначей, великий госпитальер, великий маршал и др.
"Отцом" второго по древности (но не по значению) военно-монашеского
ордена - тамплиеров - обычно называют бургундского рыцаря Хуго де Пэйнса,
который в 1118 г., участвуя в крестовом походе, вместе с восемью
сподвижниками нашел пристанище во дворце правителя Иерусалимского Балдуина
I. Дворец этот располагался на месте бывшего иудейского храма Соломона,
откуда новое духовно-рыцарское объединение и получило название храмовников
или тамплиеров. По замыслу его создателей, орден должен был охранять
хлынувших в Палестину после победы крестоносцев паломников, в первую очередь
все дороги из Яффы в Иерусалим. Это монашеское братство и было задумано
изначально как военная организация, клятва рыцарей которой гласила:
"Я, имярек, рыцарь ордена Храма, клянусь Иисусу Христу, моему господину
и повелителю, и преемнику князя апостолов, суверенному папе и его
наследникам в постоянной верности и послушании. Клянусь, что я не только
словом, но и оружием, всеми своими силами буду защищать таинства веры...
Обещаю также повиноваться великому магистру ордена и быть послушным, как
того требуют уставы... В любое время дня и ночи, когда будет получен приказ,
клянусь переплыть все море, чтобы сражаться против неверных королей и
князей..."
Тамплиеры давали те же три обета, что и иоанниты, и имели аналогичную
организационную структуру. Их символом служил красный крест, по примеру
монахов-цистерцианцев они носили белые плащи.
Военные успехи храмовников и культивировавшийся ими фанатизм обратили
на себя внимание уже упомянутого нами Бернара Клервоского, основоположника
церковно-мистического направления средневековой христианской теологии. Он
сочинил даже вербовочную грамоту "De laude novae militiae", где призывал
рыцарей благородных кровей пополнять орден.
В 1128 г. были приняты статуты ордена рыцарей Храма, которые в течение
XII-XIII вв. дополнялис
|
|