Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Инквизиция перед судом Истории
<<-[Весь Текст]
Страница: из 174
 <<-
 
от церкви  и предавали  анафеме христиан,  отклонившихся, по их  мнению,  от
официальных доктрин.
     Разумеется, в  более  ранний  период  церковь  была лишена  возможности
физически расправляться с теми, кого она считала вероотступниками. Только  в
IV в., когда господствующей религией в  Римской  империи стало христианство,
церковь переходит от "слов" (отлучений) к "делу" (насилию).
     Некоторые  светские   историки  также  трактуют  историю  инквизиции  в
"широком" плане.  Так, в статье об  инквизиции, опубликованной в "Британской
энциклопедии", говорится:  "Неправильно утверждать, что инквизиция появилась
в XIII  в. в  готовом  виде со всеми  ее  принципами и учреждениями. Это был
результат  или,  вернее, еще  один шаг  вперед  в процессе развития,  начало
которого восходит по крайней мере к IV столетию". Автор статьи делит историю
инквизиции  на  два больших периода: епископальный  период с IV по XIII  в.,
когда преследованием  еретиков занимались епископы, и монашеский - с  XIV по
XIX   в.,   когда   действовали   инквизиционные    трибуналы,   руководимые
доминиканскими и францисканскими монахами.
     Такая  же  периодизация  истории  инквизиции  была  принята  в  русской
дореволюционной  историографии.  Ее  разделял  М.  Покровский   и  известный
испанист  В. Пискорский.  Покровский  М. Средневековые ереси  и инквизиция.-
Книга для чтения по истории средних веков. Последний, кроме  епископальной и
монашеской инквизиции,  выделял еще  испанскую инквизицию (с 1480  г., когда
она стала функционировать в виде верховного церковного трибунала - Супремы).
     В советской историографии в  20-х  годах преобладала  широкая трактовка
истории инквизиции. Этот взгляд был  так сформулирован обществом  "Атеист" в
послесловии к книге С. Г. Лозинского "Святая инквизиция":
     "Начало  инквизиции (в другой форме и под другим названием) совпадает с
началом   самой  христианской   церкви.   И   точно   так   же   неправильно
хронологическое  ограничение инквизиции средними  веками. Она существует  до
настоящего времени. В составе учреждений папской администрации в Риме до сих
пор   имеется  "Святая   Служба   Инквизиции".  Подразумевается  конгрегация
священной  канцелярии. Если  в  данный момент  церковь  не  подвергает своих
врагов  суду,  пыткам,  сожжению, то это  объясняется исключительно тем, что
светская   власть   не  подчиняется  требованию  церкви  проводить  в  жизнь
постановления ее судов". Лозинский С. Г. Святая инквизиция.
     Разумеется,  инквизиция   не  возникла  на   "пустом  месте".  Созданию
"священных"  трибуналов предшествовала  многовековая борьба правящих  кругов
церкви с ересью,  в  процессе  которой  вырабатывались  также и богословские
обоснования необходимости применения  к  еретикам  различных  видов  и  форм
насилия, вплоть до их физического истребления. Это была нелегкая задача, ибо
теологам  пришлось для оправдания  инквизиции подменить  "религию любви", за
которую   выдает  себя   христианство,   "религией   ненависти".   На  такую
трансформацию ушли столетия.
     Уже  известный читателю  французский епископ Селестен Дуэ, не  отрицая,
что  церковь  всегда  выступала  против  инакомыслящих, в то же  самое время
утверждал:
     отличительной   чертой   инквизиции   является  не   столько   характер
рассматриваемого ею преступления, судебная процедура  или  форма  наказания,
сколько   наличие   постоянного   судьи,    наделенного   полномочиями   для
преследования  еретиков.  Американский  историк инквизиции священник  Шэннон
полностью разделяет это мнение. "Подлинная инквизиция,-  пишет он,- является
учреждением,  установленным святым  престолом,  со  специально  назначенными
судьями для расследования, суда и вынесения приговора еретикам". Он отметил,
что сам термин "инквизиция" (от лат.  inquisitio - расследование) появляется
только с возникновением инквизиционных трибуналов.
     Нельзя согласиться ни с мнением инквизитора Парамо, возводившего начало
инквизиции к расправе, учиненной всевышним над Адамом и Евой, ни с епископом
Дуэ, пытающимся свести историю  инквизиции только к деятельности "священных"
трибуналов. Дело  в  том,  что  с раннего периода существования христианской
церкви епископы, и  в их числе папы  римские, были наделены  инквизиторскими
полномочиями  - расследовать, судить и карать еретиков и пользовались ими на
протяжении всей истории церкви. Этими правами они продолжают  пользоваться и
после  роспуска  конгрегации  священной  канцелярии,  согласно  действующему
каноническому  праву. Такие же права имели и имеют  вселенские  соборы. Если
исходить из этих фактов, то следует признать, что "священные" трибуналы были
отнюдь не единственной формой инквизиции.
     Более  развернутую  периодизацию истории  инквизиции  дает  итальянский
прогрессивный  историк  Р.  Лонгоне.  Он  делит историю этого учреждения  на
следующие этапы:
     "примитивная" инквизиция времен раннего христианства;
     императорская,  которая  осуществлялась   по   указаниям   христианских
императоров римскими префектами и губернаторами;  епископальная - от распада
римской империи до  XIII в.;  собственно  инквизиция ("священный" трибунал),
возглавляемая   папой   и   непосредственно   руководимая   доминиканцами  и
францисканцами; государственная  инквизиция, проводимая совместно светской и
церковной властью  (князем, королем или императором) при поддержке церковной
иерархии;   испанская  инквизиция,   возглавляемая   великим   инквизитором,
назначаемым королем и утверждаемым в должности папой римским;
     колониальная  (испанская  и  португальская)  инквизиция   и,   наконец,
всеобщая,  или вселенская,  она же  римская, инквизиция  в  лице конгрегации
священной канцелярии, просуществовавшая с 1542 г. до наших дней.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 174
 <<-