|
инквизиции ("священная канцелярия").
Сторонников "широкой" и "узкой" трактовки инквизиции можно найти как
среди церковных, так и светских историков.
Первым, кто сформулировал "широкую" точку зрения на историю инквизиции,
был сицилийский инквизитор испанец Луис Парамо, опубликовавший в 1598 г. в
Мадриде книгу на латинском языке "О происхождении и развитии святой
инквизиции". Трактат Парамо считается первым трудом по истории инквизиции,
написанным с точки зрения официальной доктрины католической церкви. Он
служил как бы ответом на появившуюся протестантскую литературу,
разоблачавшую ужасы инквизиции. В своем усердии оправдать деятельность
"священного" трибунала Парамо начинал его историю чуть ли не с сотворения
мира. Первым инквизитором, уверял он, был сам господь бог, а первыми
еретиками - Адам и Ева. Бог, утверждал Парамо, изгнал из рая провинившихся
перед ним Адама и Еву, предварительно учинив им тайный допрос и суд.
"Инквизиторы,- утверждал Парамо,- следуют точно такой же процедуре, которую
они переняли от самого бога".
Одежду, которой прикрыли свою наготу Адам и Ева после неосмотрительного
вкушения от запретного плода, Парамо считает первым "санбенито" - позорящим
одеянием, носить которое приговаривались жертвы инквизиции, а изгнание
прародителей рода человеческого из рая он называет первой конфискацией...
"вечного блаженства", прототипом тех более осязаемых конфискаций, которые
впоследствии инквизиция применяла по отношению к имуществу своих жертв.
Всего этого богу, по-видимому, показалось недостаточно; он осудил людей
терпеть вплоть до "страшного суда" бесчисленные болезни, эпидемии, потопы,
землетрясения, холод и голод, войны; бог приговорил людей рождаться в
нестерпимых муках, добывать себе хлеб насущный в поте лица своего и
испытывать животный страх перед смертью. Даже земная жизнь праведника полна
всевозможных мытарств, терзаний и испытаний.
Но если так жестоко поступил бог с прародителями рода человеческого и
праведниками, утверждали средневековые апологеты инквизиции, то его гнев по
отношению к непокорным и строптивым потомкам Адама и Евы вообще не знал
предела. Разве не уничтожил он посредством потопа все человечество, пощадив
только Ноя и его семью; разве не сжег он живьем все население Содома и
Гоморры, пролив на них "дождем серу и огонь" (Быт. 19:24) (сбросив атомную
бомбу, по мнению некоторых сверхсовременных толкователей Библии); разве не
истребил он 14700 человек, осмелившихся роптать против Моисея во время
странствований иудеев в пустыне; разве не послал он ядовитых змеев на тех,
кто "малодушествовал" в пути (Чис. 21:4,6); разве не убил он 50 070 жителей
г. Вефсамиса только за то, что они "заглядывали в ковчег господа"?
По сравнению с этими массовыми побоищами библейского бога - а мы
перечислили только их незначительную толику - преступления Торквемады могут
показаться чуть ли не детскими забавами.
Библейский бог был не только непреклонно беспощадным и сверх меры
жестоким к тем, кто отходил от его заповедей или ошибочно толковал его
таинственные "неисповедимые пути", он требовал от своих последователей
такого же подхода, такой же жестокости и беспощадности ко всем отступникам,
в особенности в тех случаях, когда они пытались "совратить" правоверных.
"Если,- поучал бог своих последователей в Ветхом завете,- будет уговаривать
тебя тайно брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, говоря:
"пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои".., то не
соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей
его и не прикрывай его, но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на
нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа" (Втор. 13:8-9).
Иисус Христос, согласно Парамо, был "первым инквизитором Нового завета.
Он приступил к обязанностям инквизитора на третий день после своего
рождения, когда сообщил через трех королей-волхвов, что явился на свет, и
потом, когда умертвил Ирода, заставив червей съесть его... После Иисуса
Христа св. Петр, св. Павел и другие апостолы занимали должность
инквизиторов, которую они передали последующим папам и епископам".
Итак, не без удовлетворения отмечал Парамо,- "древо инквизиции зеленело
и цвело, и расходились его корни и ветви по всему миру, и приносило оно
сладчайшие плоды".
Естественно, что подобного рода ссылки на Библию позволяли церковникам,
с одной стороны, доказать "законное", "божественное" происхождение
"священного" трибунала, а с другой стороны - его якобы "извечный" характер.
Точка зрения Парамо на инквизицию на протяжении столетий перепевалась
на разные лады церковными авторами. Ее повторяет, например, Марино Марини,
один из ближайших сотрудников папы Пия IX в своем трактате, посвященном
инквизиционному процессу над Галилеем. Марини утверждал: "Инквизиционный
трибунал столь древний, что следует считать самого Иисуса Христа его
основателем и законодателем".
Современные апологеты церкви также признают, что она на протяжении всей
своей истории преследовала ереси и еретиков. Уже цитированный нами У. Т.
Уолш пишет, что церковь "в течение двух тысяч лет проявляла нетерпимость ко
всякого рода ошибкам, где бы они ни проявились, в особенности к таким,
которые оскорбляли величие бога... Таким образом, нетерпимость не является
ее наиболее типичной особенностью, это просто оборонительное оружие,
доверенное ей всевышним вместе с ее божественной миссией". Е. Вакандар стоит
на таких же позициях. Первый период истории инквизиции он относит к IV-V в.
новой эры, когда епископы, следуя примеру мифических Петра и Павла, отлучали
|
|