Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Инквизиция перед судом Истории
<<-[Весь Текст]
Страница: из 174
 <<-
 
     Однако в  этом  вопросе  трудно  установить какие-то  твердые рамки.  В
многовековой  запутанной  истории   католической  церкви  не  всегда   можно
разграничить инквизиторскую деятельность епископов и "священных" трибуналов.
Известны случаи, когда при наличии инквизиции церковь использовала епископов
или другие церковные инстанции для расправы со своими идейными противниками,
как это имело место  в  деле Лютера или в расправе над Яном Гусом, учиненной
Констанцским   собором.   В   последнем   случае  собор   выступал  в   роли
инквизиционного  трибунала. Были случаи  передачи инквизиторских  функций  и
полномочий   самим  "священным"  трибуналом  епископам   или  уполномоченным
монашеских орденов. Так, вскоре после завоевания испанцами колоний в Америке
испанская  инквизиция  поручила выполнять  ее  функции церковным иерархам  в
колониях. После же упразднения инквизиционных трибуналов в XIX в. их функции
вновь  перешли  к  епископам,  которые  продолжали  карать  вероотступников,
накладывая на них епитимии и отлучения, хотя отсутствие поддержки со стороны
светской власти лишало их возможности физически расправляться с ослушниками.
     Современные  церковные  историки  по  вполне понятным  причинам склонны
рассматривать инквизиционный  трибунал  как характерное явление  только  для
отдельных  христианских  стран,  а  не  для  церкви  в  целом.  Авторитетные
исследователи   высказывают   противоположную    точку   зрения.   Например,
французский ученый Жан  Гиро  считает, что  "инквизиция не была  свойственна
только  одной  нации  или  одному  району,  она  действовала  почти  во всех
христианских  странах,  где ересь выступала против церкви... Таким  образом,
размах ее деятельности зависел от условий, господствовавших в странах".
     Спорным   вопросом  в  историографии  является  и   дата  возникновения
инквизиционных трибуналов. Этот вопрос решают исследователи по-разному.
     Известный немецкий историк прошлого столетия Шлоссер,  автор  18-томной
всемирной истории, которую  конспектировал  К. Маркс, считал, что инквизиция
сложилась  между 1198 и 1230 гг.  В  знаменитых  "Хронологических  выписках"
Маркса взгляды Шлоссера излагаются следующим образом:
     "1198 папой  сделался Иннокентий III;  он тотчас учреждает комиссию  по
расследованию  и  преследованию  ереси,  назначает  своими  легатами  одного
цистерцианского монаха и  другого  монаха того  же  ордена, Петра Кастельно,
снабжает  их  письменными  приказами,  в  которых  содержатся  все  элементы
последующих  судов  над  еретиками  (то  есть  инквизиции)...  Преследование
еретиков  усиливается  с  тех  пор,  как  к папским  легатам  присоединяются
почтенный "святой" (пес) Доминик (основатель доминиканского ордена) и другие
фанатичные  испанские  духовные  лица,  они побуждают также  к вмешательству
арагонского короля...
     1229 Григорий IX-с одобрения "святого" Людовика IX - вводит религиозные
или  инквизиционные   суды   против   еретиков...  (этим  судам  подвергался
независимо  от сословия  тот,  кто давал еретикам приют или  защиту  или  же
отказывал в помощи их преследователям).
     1230  страшная  власть этих  судов была  отнята  у епископов,  передана
учрежденному за двадцать  лет перед тем нищенствующему ордену  доминиканцев;
решением  собора  папы,  под   страхом   потери   должности,   были  сделаны
полицейскими служителями  церкви  (шпионами) и палачами  своих  прихожан!  В
стране то здесь, то там восстания, в некоторых городах изгоняют инквизиторов
и так далее".
     В дореволюционной  и советской  литературе  имеются  по  этому  вопросу
разные точки зрения. М. Покровский считал, что инквизиция "оформилась" между
1184  и 1252 гг. Он  писал: "В  1184  году Люций  III  предписывает выдавать
еретиков  светской  власти для наказания, но предварительно дело  должен был
исследовать местный епископ, что  было  еще  очень  выгодно для обвиняемого,
потому что епископы были  слишком тесно связаны с местным населением,  чтобы
возбуждать его против  себя жестокостями.  Некоторые  историки  считают, что
именно папа Люций основал инквизицию. Поэтому в 1984 г. католическая церковь
отмечала  800-летие  установления   "священного"  трибунала.  Папы,  видимо,
старались  быть  умеренными  насколько  можно,  еще Иннокентий  III запрещал
употреблять по отношению к еретикам испытание водой и раскаленным железом. В
1232  г.  Григорий  IX  передал  все дело  преследования  сектантов  в  руки
доминиканцев.  Замену епископской инквизиции  доминиканской  мы имеем полное
право рассматривать как новый шаг на  пути усиления  нетерпимости. В 1252 г.
Иннокентий  IV разрешил пытать подозреваемых в ереси, с  этим инквизиционный
процесс получил свою окончательную форму". Покровский М. Средневековые ереси
и инквизиция. Далее  М. Покровский  отмечает: "Подобно  целибату, инквизиция
осуществлялась не сразу.  Но  раз то и другое  принято  церковью, она уже не
отступала  ни  от  того,  ни  от другого.  Только  когда католицизм  лишился
материальной поддержки светской  власти,  преследование прекратилось потому,
что стало физически невозможным".
     По мнению  советского историка  Б. Я.  Рамма, инквизиция  как  трибунал
сложилась в период с конца XII в. по 1232 г., когда ее функции были переданы
Григорием  IX  доминиканцам. Однако  в той  же "Истории средних веков",  где
опубликована работа Б.  Я. Рамма, в хронологической таблице (составленной В.
Л. Романовой) указано, что "организация инквизиции" имела место в 1209 г. И.
А.  Энгельгардт в  свою  очередь  высказывает  мнение,  что инквизиция  была
"учреждена  в эпоху альбигойских воин  папой Иннокентием III  (1198-1216)" и
окончательно оформилась при папе Григории IX (1227-1241).
     По мнению Жана Гиро, вехой возникновения  инквизиции являются 1227-1229
гг.,  когда  владения  графа  Тулузского  перешли  к  французской  короне  и
"устанавливалось  сотрудничество  церковной и светской  властей для поиска и
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 174
 <<-