|
Безоружные, голодные, лишенные поддержки извне, косимые болезнями, они
держались только фанатичной верой в свою правоту. "Если они,- замечает
Мариотти,- были людьми дьявола, как утверждают их враги, то безусловно
никогда и нигде сатана не сделал столь ничтожно мало в защиту своих слуг,
как это он сделал в отношении последователей Дольчино". 23 марта 1307 года v
реки Карнаскио крестоносцам удалось разгромить дольчинистов. "В этот день,-
пишет современник,- более тысячи еретиков погибло в пламени, в реке или от
меча самою ужасною смертью".
Дольчино и два его ближайших сторонника, Маргарита и Лонджино Каттанео,
были взяты в плен крестоносцами и переданы инквизиции, которая заточила их в
темницу в г. Верчелли. Несколько месяцев их держали в каземате прикованными
за руки, за ноги и за шею к стене. Несмотря на изощренные пытки, все трое
предпочли костер отречению. Смертный приговор был вынесен инквизицией
поличному указанию папы Климента V. Казнь произошла 1 июня 1307 г. Маргариту
сожгли на медленном огне на глазах Дольчино. Затем его самого подняли на
колесницу и весь день возили по улицам, вырывая раскаленными клещами мясо,
кусок за куском. Дольчино вел себя геройски. Палачи не смогли исторгнуть из
него ни одной жалобы. Он не молил их о пощаде. "Только когда они,-
свидетельствует современник,- вырывали нос, заметили, что плечи его слегка
вздрогнули, и во второй раз, когда перед воротами Верчелли, которые называют
"Порта Пикта", другая, еще более существенная часть его тела была отсечена,
то слабый вздох вырвался из его груди и слегка вздрогнули мускулы ноздрей".
Подобной же жуткой казни подвергся Лонджино Каттанео в г. Бьелле.
Хотя инквизиции удалось жесточайшим террором искоренить апостольских
братьев, несколько десятилетий спустя секта возродилась в среде
францисканцев в Ассизе под новым названием - последователей Духа свободы. Ее
наиболее видный представитель Доменико Сава из г. Асколи, автор
многочисленных трактатов, был заточен инквизицией в тюрьму, под пытками
отрекся от своих взглядов и таким образом временно сохранил свою жизнь. И
все же секта, несмотря на преследования, продолжала набирать силу. Тогда
инквизиция повторно обвинила Саву в ереси и несмотря на его апелляцию, с
согласия папы отлучила его от церкви. Доменико Сава был сожжен в Асколи в
1344 г., а его трактаты уничтожены.
В годы "авиньонского пленения пап" (1309-1377), когда резиденция
папского престола была по требованию французского короля Филиппа IV
перенесена в Авиньон (на юге Франции), папству и церкви пришлось вновь
столкнуться с мощной внутренней оппозицией. Большую активность проявляли
фратичелли, пользовавшиеся большим авторитетом среди францисканцев.
Инквизиция с трудом смогла расправиться с фратичелли. Причины тому были
разные. С одной стороны, власть авиньонских пап распространялась в основном
на Францию, с другой - в самой церковной иерархии, в особенности за
пределами Франции, было не мало сторонников фратичелли или, во всяком
случае, таких прелатов, которые считали применение террористических мер
против фратичелли, пользовавшихся большими симпатиями в народных низах,
неэффективным способом борьбы с ними. К этому следует добавить, что светские
власти в Германии и Италии, стремившиеся высвободиться из-под опеки
авиньонских пап - креатур французской короны, в пику им оказывали
покровительство фратичелли.
Фратичелли покровительствовал император Германии Людовик Баварский,
присвоивший себе этот титул силою оружия и вопреки воле папы Иоанна XXII,
пытавшегося протащить на германский престол своего ставленника Фридриха
Австрийского. Людовик использовал критику еретиками папского престола в
своих интересах. Он обвинял авиньонских пап в том, что они погрязли в
мирской скверне, предали апостольские традиции благочестия и бедности, ведут
разнузданный образ жизни и т. п.
12 ноября 1323 г. Иоанн XXII издал буллу "Cum inter nonnullis", в
которой объявлялось ложным и еретическим утверждение фратичелли, что Христос
и апостолы не владели никаким имуществом. Вскоре после этого папа отлучил
Людовика от церкви за неповиновение. В ответ на это последний обнародовал
так называемый Саксенгаузенский протест, в котором опровергал положения
вышеупомянутой буллы Иоанна XXII и, ссылаясь на мнение его предшественников,
признававших нищету Христа, в свою очередь обвинил папу римского в ереси.
Людовик без особого труда нашел опытных теологов, которые со ссылками
на церковные авторитеты доказывали его правоту. Один из них, Марсилио
Падуанский, отрицал за папой право судить, прощать и осуждать, утверждая,
что таким правом пользуется только бог. Другой богослов, Уильям Оккам,
поддержал Людовика в его борьбе с папой. Он отрицал непогрешимость пап и
соборов, а в одном из своих сочинений обвинил Иоанна XXII в 70 еретических
ошибках.
Между тем Людовик короновался в Милане в 1326 г. и оттуда во главе
своих войск направился в Рим, взял город и объявил о низложении Иоанна XXII,
находившегося в Авиньоне. По его приказу римское духовенство избрало
спиритуала Петра ди Корбарио новым папой, принявшим имя Николая V.
Фратичелли и их сторонники поддержали Людовика, оказывавшего им
покровительство. Иоанн же XXII, там, где простиралась его власть, подвергал
их жесточайшим преследованиям. Инквизиция во Франции и Испании бросала их в
костер, если они отказывались произнести отречение, сформулированное
инквизитором Эймериком: "Клянусь, что я верую в своей душе и совести и
исповедую, что Иисус Христос и апостолы во время их земной жизни владели
имуществом, которое приписывает им священное писание, и что они имели право
|
|