|
В начале XI в. орлеанские еретики были обвинены, согласно свидетельству
современника, в том, что они "собирались ночью с зажженными факелами,
вызывали дьявола. Затем гасили свет и, отбросив всякий стыд и самые святые
законы самой природы, предавались разнузданному разврату. Плоды этих ужасных
сцен в восьмидневном возрасте убивались и сжигались, а пепел, добытый таким
образом, составлял их чудодейственную пищу, которая была столь действенной,
что любой, вкусивший ее, превращался в ревностного члена их секты, и только
в редких случаях потом он обретал здравый рассудок".
Такого рода "разоблачения" пускались в ход против катаров, против
различных течений спиритуалов, затем против тамплиеров, "ведьм", масонов,
деятелей просвещения. Позже это испытанное оружие лжи мировая реакция
использовала против большевиков в первые годы после победы Октября, когда их
обвиняли в "общности жен", "отмене" стыда и прочих аморальных действиях.
Но вернемся к Братьям и сестрам святого духа. Упомянутые выше
клеветнические подробности поведения, вызывающие отвращение и осуждение,
должны были дискредитировать перед верующими участников этого движения и
дать "законные" основания "священному" трибуналу для расправы с ними. И все
же инквизиция оказалась не в состоянии покончить с народным брожением.
Правда, Братья и сестры святого духа были истреблены, но вместо них возникли
другие крамольные движения - Люди божьи, Друзья бога, Люди ума, тоже
черпавшие свое вдохновение в легендарных эгалитарных традициях
первоначального христианства. В народных низах, несмотря на террор
инквизиции, ширилось недовольство погрязшей в мирской скверне церковной
верхушкой, которым в период реформации воспользовались немецкие князья и
богатые бюргеры...
Немало усилий тратила инквизиция и на подавление крамольных элементов в
самой церковной организации, число которых росло по мере углубления кризиса
феодального общества. Неблагонадежным оказался францисканский орден, влияние
которого в конце XIII в. особенно сказывалось в Италии, Франции и Испании. К
францисканцам сначала тянулись все те верующие, которые надеялись изнутри
реформировать, оздоровить церковь. Францисканцы обязывались соблюдать обеты
нищеты, повиновения и целомудрия, и это привлекало народные низы.
Однако францисканский орден не избежал судьбы своих предшественников.
Он, как и они, быстро превратился, благодаря мирским дарениям и
покровительству папского престола, в обладателя огромных богатств, а его
руководители, извлекавшие немалую личную выгоду из этого обстоятельства,
стали послушными и верными слугами церковных и светских князей. Естественно,
что такое быстрое перерождение или вырождение ордена не могло не вызвать в
нем глубоких трещин, не могло не встретить решительного сопротивления со
стороны тех его членов, которые продолжали отстаивать необходимость строгого
соблюдения обета нищеты.
Орден францисканцев не замедлил расколоться на два течения -
конвентуалов и спиритуалов. Первые - сторонники монастырской жизни -
представляли верхушку ордена, выступавшую за отмену строгого орденского
устава. Это были политиканы, тесно связанные с церковной иерархией,
жаждавшие власти, мирских почестей, богатств и наслаждений. Спиритуалы же
продолжали желать неосуществимого - возврата к первоначальному порядку в
ордене, выступали против богатств церкви и требовали превращения ордена и
всей церкви в сообщество праведников. Особенно решительно за это боролось
радикальное крыло спиритуалов - так называемые фратичелли (братцы),
создавшие свою полутайную организацию Братьев бедной жизни (Fratres de
paupera vita), и флагелланты (бичующиеся), которые, как отмечал Энгельс,
продолжали революционную традицию в периоды, когда оппозиционное антипапское
движение было подавлено.
Борьба между этими течениями длилась десятилетия, принимая временами
весьма острые формы. Папский престол лавировал, хитрил, пытаясь приручить
спиритуалов, а вместе с ними и их многочисленных последователей из мирян.
Спиритуалы то подвергались строгим внушениям и цензурам, то на них сыпались
различного рода поощрения и милости. В тех случаях, когда папству удавалось
перетянуть на свою сторону влиятельных спиритуалов, это еще более ожесточало
против церкви тех, кто продолжал отстаивать необходимость для членов ордена
вести аскетический образ жизни и полного отказа от мирских благ. Бессилие
спиритуалов добиться претворения в жизнь своей программы традиционными для
церкви средствами в конечном счете привело их в стан еретиков.
В 1254 г. в Париже появилась книга "Вечное Евангелие", состоявшая из
крамольных сочинений богослова (около 1135-1202) Иоахима Калабрийското (или
Флорского), быстро взятая" на вооружение спиритуалами. Иоахим предсказывал
наступление тысячелетнего царства справедливости, которому должен был
предшествовать "страшный суд над выродившейся церковью и развращенным
миром". Учение Иоахима призывало к открытой борьбе со злом мира. Иоахим
отрицал необходимость церковной обрядности, в том числе таинств, и
проповедовал в качестве высшего идеала христианства - бедность. "Вечное
Евангелие" стало библией спиритуалов. Хотя папство официально и не объявило
эту книгу еретической, инквизиция преследовала верующих, уличенных в
симпатиях к учению Иоахима Калабрийского.
Особенно жестоким преследованиям подверглись спиритуалы при папе Иоанне
XXII (1316-1334), издавшем против них буллу "Quoramdam", которая кончалась
следующими словами: "Бедность - вещь великая, но выше ее невинность, а выше
всего - полное послушание". Эта булла предавала отлучению спиритуалов и
грозила им казнью на костре, в частности, за то, что они осуждали ношение
|
|