|
заключенные с трудом улавливали их смысл, были они длиннющими, начинались
цитатами из Библии и произведений отцов церкви, читались медленно. Если
осужденных было много, то на оглашение приговоров иногда уходило несколько
часов.
Аутодафе венчалось экзекуциями: одних осужденных облекали в санбенито и
шутовские колпаки, других стегали плетьми, третьих стражники и монахи
волокли на "жаровню".
"Жаровня" располагалась на соседней площади, куда вслед за смертниками
переходили церковные и светские нотабли и рядовые горожане. Здесь накануне
сооружался эшафот со столбом в центре, к которому привязывали осужденного;
завозились дрова и хворост, которыми обкладывался эшафот. Сопровождавшие
смертников монахи и "родственники" пытались в эту последнюю минуту вырвать у
своих жертв отречение. О желании раскаяться осужденный мог дать знать только
знаком, так как, опасаясь, что он будет агитировать перед народом в пользу
ереси, его часто вели на казнь с кляпом во рту.
Когда зажигался костер, особо уважаемым прихожанам предоставлялось
почетное право подбрасывать в огонь хворост, чем они приумножали перед
церковью свои добродетели.
Хотя палачи пытались так устроить костер, чтобы он пожрал осужденного,
не оставив и следа от него, эта цель не всегда достигалась. В таких случаях
обуглившиеся останки рвались палачами на мелкие части, кости дробились, и
это ужасное месиво повторно предавалось огню. Затем тщательно собирался
пепел и выбрасывался в реку. Подобной процедурой инквизиторы пытались лишить
еретиков возможности заручиться останками своих мучеников и поклоняться им.
Если осужденный на костер умирал до казни, то сжигали его труп.
Сожжению подвергались и останки тех, кто был посмертно осужден. В испанской
и португальской инквизиции было принято сжигать на костре куклы,
изображавшие осужденных (казнь in efigie). Такой символической казни
подвергались осужденные на пожизненное заключение, а также бежавшие из тюрем
или от преследований инквизиции ее жертвы.
Костер использовался инквизицией и для другой цели - уничтожения
сочинений вероотступников, иноверцев и неугодных церкви писателей.
Считала ли инквизиция себя безгрешной, не способной осудить
невиновного, бросить в костер ни в чем не повинного человека? Вовсе нет. Но
"если невиновный несправедливо осужден, он не должен жаловаться на решение
церкви, которая выносила свой приговор, опираясь на достаточные
доказательства, и которая не может заглядывать в сердца, и если лжесвидетели
способствовали его осуждению, то он обязан принять приговор со смирением и
возрадоваться тому, что ему выпала возможность умереть за правду".
Возникает вопрос, продолжает рассуждать на ту же тему Николас Эймерик,
вправе ли оговоренный лжесвидетелем верующий, пытаясь спастись от смертного
приговора, признаться в несовершенном преступлении, то есть в ереси, и
покрыть себя в результате такого признания позором. Во-первых, объясняет
инквизитор, репутация человека - внешнее благо, и каждый свободен
пожертвовать ею с тем, чтобы избежать пыток, приносящих страдания, или
спасти свою жизнь, являющуюся самым драгоценным из всех благ; во-вторых,
потерей репутации не наносится никому вреда. Если же, заключает Эймерик,
такой осужденный откажется "пожертвовать своей репутацией" и признать себя
виновным, то исповедник обязан его призвать встретить пытки и смерть со
смирением, за что ему будет уготовлена на том свете "бессмертная корона
мученика".
Эти рассуждения Эймерика наглядно свидетельствуют о преступной морали
инквизиторов и их покровителей. В конце концов, рассуждали адвокаты
инквизиции, "священный" трибунал действовал с попущения божьего и за его
поступки конечную ответственность нес сам бог.
Деятельность инквизиционного трибунала наложила зловещий отпечаток на
теорию и практику гражданского судопроизводства, из которого исчезли под ее
влиянием зачатки объективности и беспристрастности, свойственные еще
римскому праву. Как справедливо отмечает Г. Ч. Ли, до конца XVIII в. в
большей части Европы инквизиционное судопроизводство, развивавшееся в целях
уничтожения ереси, сделалось обычным методом, применявшимся в отношении всех
обвиняемых. В глазах светского судьи обвиняемый был человеком, стоящим вне
закона, виновность его всегда предполагалась, и из него надо было во что бы
то ни стало, хитростью или силой, вырвать признание.
Такова была порожденная церковью машина инквизиции, о "благотворном"
влиянии которой на судьбы общества все еще пишут некоторые церковные авторы.
ЕРЕТИКИ ПОДЛИННЫЕ, ЕРЕТИКИ МНИМЫЕ.
Расправа над нищенствующими праведниками.
Создав инквизицию, церковь и ее светские союзники - короли - получили
мощное и грозное оружие для быстрой и решительной расправы со своими
идейными противниками, политическими врагами и любыми другими неугодными им
лицами. Используя инквизицию, церковь и королевская власть подавляли не
только различные оппозиционные народные движения, но одновременно успешно
пополняли свою вечно пустующую казну, грабя под "благородным" предлогом
преследования ереси свои жертвы и деля между собой награбленное.
Правда, в этом богоугодном и прибыльном деле, коим являлась
деятельность инквизиции, церковь и королевская власть выступали не только
союзниками, но и соперниками. Церковь стремилась использовать инквизицию для
|
|