|
поблажки и льготы. Но это сравнительно редко удавалось, так как инквизиторы,
зная продажность тюремщиков, зорко наблюдали за ними и сурово наказывали
уличенных в недозволенных связях с узниками.
Правда, случалось, что инквизиторы взамен за предательство или другие
оказанные им услуги, а иногда просто из-за недостатка тюремного помещения
выпускали на свободу некоторые свои жертвы. Но это никогда не было амнистией
или реабилитацией осужденных. Следуя указаниям, данным Иннокентием IV в 1247
г., инквизиторы, освобождая заключенного, предупреждали его, что при первом
подозрении он будет немедленно возвращен в тюрьму и жестоко наказан без
всякого суда и следствия.
Вся жизнь такого бывшего узника инквизиции, по словам Г. Ч. Ли,
"принадлежала молчаливому и таинственному судье, который мог разбить ее, не
выслушав его оправданий, не объяснив причин. Он навсегда отдавался под
надзор инквизиционной полиции, состоявшей из приходского священника,
монахов, духовных лиц... которым приказывалось доносить о всяком упущении,
сделанном им в исполнении наложенной на него епитимии, о всяком
подозрительном слове и действии, за что он подвергался ужасным наказаниям
как еретик-рецидивист. Ничего не было легче для личного врага, как
уничтожить подобного человека, и сделать это было тем легче, что доносчик
знал, что имя его будет сохранено в тайне. Мы вполне справедливо жалеем
жертвы костра и тюрьмы, но было ли их положение более печально, чем участь
множества мужчин и женщин, ставших рабами инквизиции после того, как она
пролила на них свое лицемерное милосердие?". Ли Г. Ч. История инквизиции в
средние века.
В XIII в. инквизиторы, осудив еретика, приказывали разрушить и сровнять
с землей его дом. Однако со временем стремление завладеть имуществом
осужденных взяло верх, и инквизиция отказалась от такого рода действий.
В испанских и португальских колониях инквизиторы, среди прочих
наказаний, осуждали свои жертвы на каторжные работы, используя в качестве
рабской силы в монастырях, или посылали в Испанию служить на галеры, где их
приковывали к сиденьям и веслам.
В отличие от светских судов, для которых смерть обвиняемого смывала его
вину, инквизиция судила и преследовала не только живых, но и мертвых. Вообще
инквизиционный трибунал не признавал каких-либо смягчающих вину
обстоятельств. Ни пол, ни возраст, ни давность совершенного проступка, ни,
наконец, смерть не спасали еретика от осуждения. Инквизиция поступала столь
же бесцеремонно с мертвыми, как и с живыми. Она могла обвинить в ереси не
только недавно, но и давно - сто или двести лет тому назад - умершего
человека. Основанием для дела могло послужить заявление любого фискала или
сфабрикованный с этой целью "обличительный" документ. В подобных случаях
выносился приговор: останки еретика сжечь и пепел развеять по ветру,
имущество же изъять у наследников и конфисковать.
Чаще всего такие процессы возбуждались с единственной целью завладеть
имуществом жертвы, ибо инквизиция проявляла не меньший, а часто даже больший
интерес к состоянию своих жертв, чем к "спасению их душ". Деятельность
инквизиции, как образно отмечает Г. Ч. Ли, протекала в "безумном вихре
хищений".
Секвестр имущества подозреваемого в ереси автоматически следовал вслед
за его арестом, причем конфисковывалось все - от недвижимости до домашней
утвари и личных вещей арестованного. Вследствие этого семья жертвы
инквизиции оказывалась лишенной крова и средств к существованию, ее ждало
нищенство или голодная смерть - ведь за помощь, оказанную ей, грозило
обвинение в сочувствии ереси...
В начале массового преследования еретиков на юге Франции часть
конфискованных средств использовалась на строительство тюрем, которых явно
не хватало для нужд инквизиции. В этот период еретики не только сами
"финансировали" строительство своих темниц, но и участвовали непосредственно
в их строительстве, что считалось особым знаком преданности церкви.
Впоследствии конфискованные средства делились между инквизицией, городскими
властями и епископом. Французская корона и Венецианская республика со
временем стали присваивать в пользу своей казны награбленные инквизицией
путем конфискации средства. В папских владениях львиная доля награбленного
поступала в папскую казну. Значительная часть этих средств оседала и в
карманах самих инквизиторов, их помощников, фискалов и "родственников".
Массовые аресты еретиков, сопровождаемые секвестром их имущества,
быстро превращали цветущие экономические районы, каким была, например, Южная
Франция в начале XIII в., в руины.
"Конечно,- отмечает Г. Ч. Ли,- было бы несправедливым говорить, что
скупость и жажда к грабежу были главными двигателями инквизиции, но нельзя
отрицать, что эти низкие страсти играли видную роль... Все, занимавшиеся
преследованием, всегда имели в виду материальную выгоду. Не заинтересованная
материально, инквизиция не пережила бы первой вспышки фанатизма, породившего
ее; она могла бы существовать только в течение одного поколения, а затем
исчезла бы и возродилась бы снова с возрождением ереси; и катаризм, против
которого не было бы систематического и долгого преследования, мог избегнуть
полного уничтожения. Но в силу законов о конфискации еретики сами сделались
виновниками своего падения. Алчность и фанатизм подали друг другу руку и в
течение целого столетия были сильными двигателями жестокого, непрерывного и
неумолимого преследования, которое выполнило свои планы и прекратилось
только за отсутствием жертв".
|
|