|
затем к тюремному заключению, обычному или строгому, к галерам и, наконец, к
отлучению от церкви и передаче осужденного светским властям для сожжения на
костре.
Почти всегда эти виды наказании сопровождались бичеванием осужденных и
конфискацией их имущества.
Отличительной чертой инквизиторского суда было то, что для него не
существовало других смягчающих вину обстоятельств, как полное подчинение
обвиняемого воле его палачей. Нарбонский собор в 1244 г. указал
инквизиторам, что они не должны мужа щадить ради жены, жену - ради мужа,
отца - ради детей, единственным кормильцем которых он был; ни возраст, ни
болезнь не должны были влиять на смягчение приговора. Ли Г. Ч. История
инквизиции в средние века.
Другой чертой инквизиционного суда было то, что, кроме осужденного,
несли наказание и его дети и потомки, иногда вплоть до третьего поколения,
которые лишались не только наследства, но и гражданских прав.
Николае Эймерик обосновывал право инквизиции наказывать детей за
преступления отцов следующими соображениями: "Жалость к детям виновного (в
ереси.- И. Г.), вынужденных заниматься нищенством, не может смягчить эту
строгость, ибо, согласно божественным и человеческим законам, дети несут
наказание за ошибки своих родителей. Дети еретиков, даже если они католики,
не являются исключением из этого правила, и им не следует ничего оставлять
(из имущества отца.- И. Г.), даже того, что им полагается согласно
естественному праву".
Обычные епитимии, накладываемые инквизицией,- чтение молитв, посещение
храмов, посты, строгое исполнение церковных обрядов, хождение по "святым"
местам, пожертвования на благотворительные дела - отличались от такого же
рода наказаний, накладывавшихся исповедниками, тем, что инквизиция применяла
их к своим жертвам в "лошадиных" дозах. Строгое соблюдение церковных
обрядов, чтение молитв (иногда предписывалось повторять в присутствии
свидетелей десятки раз в день одни и те же молитвы), изнурительные посты,
пожертвования на богоугодные дела, многократное посещение различных "святых"
мест (все эти наказания накладывались к тому же на одно и то же лицо)
превращались в тяжелую обузу, длившуюся иногда годами. При этом малейшее
несоблюдение епитимий грозило новым арестом и еще более суровыми
наказаниями. Такие епитимии превращались в подлинные "подвиги благочестия" и
не только морально терзали наказуемого, но и приводили его и его семью к
полному разорению.
В XIII в. довольно популярным наказанием было принудительное участие в
крестовых походах, однако инквизиторы впоследствии отказались от таких
епитимий, опасаясь, что бывшие еретики "заразят" крестоносцев.
Но если столь изнурительными были "легкие" наказания, можно себе
представить, каким бременем ложились на плечи жертвы инквизиции
"унизительные" наказания. В таких случаях ко всем перечисленным выше
епитимиям прибавлялись еще следующие наказания - ношение позорящих знаков,
введенных впервые св. Домиником в 1208 г. и "усовершенствованных"
позднейшими инквизиторами, в виде больших холщовых нашивок шафранового
цвета, имевших форму креста. В Испании на осужденного надевали желтую
рубашку без рукавов с нашитыми на ней изображениями чертей и огненных языков
из красной материи; на голову его напяливали шутовской колпак.
Позорящие нашивки осужденный должен был носить дома, на улице и на
работе, чаще всего всю жизнь, заменяя их новыми, если они приходили в
ветхость. Обладатель таких нашивок был объектом постоянных издевательств со
стороны обывателей, хотя соборы лицемерно призывали верующих относиться к
носителям позорных знаков с "кротостью и сожалением". Таким образом, как
отмечает Г. Ч. Ли, ношение "креста, этой священной эмблемы христианства,
превратилось в одно из самых тяжких наказаний".
В числе "показательных" наказаний, которым подвергались жертвы
инквизиции, фигурировало публичное бичевание. Осужденного, обнаженного по
пояс, бичевал священник при всем честном народе в церкви во время
богослужения; его бичевали во время религиозных процессий; раз в месяц он
должен был ходить после обедни полуобнаженным в дома, где "грешил", то есть
встречался с еретиками, и получать там удары розгой. Весьма часто осужденный
подвергался таким экзекуциям в течение всей своей жизни. Снять с него такого
рода епитимию, впрочем, - как и другие, мог только один человек, тот же, кто
и присудил его к этому наказанию,- инквизитор, и он делал это, как мы увидим
ниже, на определенных условиях.
Следующим наказанием была тюрьма, причем пожизненное тюремное
заключение считалось проявлением высшей степени милосердия. Тюремное
заключение было трех видов: каторжная тюрьма (murus strictissimus), когда
заключенного содержали в одиночной камере в ручных и ножных кандалах;
строгое тюремное заключение (murus strictus durus arctus), когда осужденный
содержался в одиночной камере в ножных кандалах, иногда прикованный к стене;
простое тюремное заключение, при котором заключенные содержались в общих
камерах без кандалов. Во всех случаях заключенные получали в качестве еды
только хлеб и воду. Постелью им служила охапка соломы. Узникам запрещались
контакты с внешним миром. Эймерик считал, что заключенных могут навещать
только ревностные католики, но не женщины и простые люди, ибо осужденные
склонны возвращаться к ереси и легко "заражают" ею других.
Узник инквизиции, разумеется, мог, если располагал скрытыми от нее
средствами, подкупить тюремщиков и обеспечить себе таким образом некоторые
|
|