|
палачи призывали свои жертвы к покаянию, смирению, благоразумию, примирению
с церковью, обещая взамен всепрощение и вечное спасение.
Инквизиторы, представлявшие церковь ("матерь всех страждущих!"),
утверждали, что они действуют в интересах обвиняемых, в интересах спасения
их душ. Именно исходя из этих благочестивых побуждений, они-де были
вынуждены карать еретиков решительно, безжалостно, беспощадно. Но эти кары -
не зло, а "спасительное лекарство", елей на душевные язвы - еретические
воззрения обвиняемых. Инквизиция, утверждали богословы, не мстила, а
спасала; не наказывала, а отвоевывала у нечистого человеческую душу; не
преследовала, а врачевала души заблудших овечек церкви. Инквизиция в
описаниях теологов - не мрачный застенок с палачами и палаческим
инструментом, а некое подобие благотворительного института, церковной скорой
помощи, спешившей спасти любого грешника, бросившего вызов единственно
верному вероучению. "Сопротивлявшиеся ее благодетельным усилиям,- отмечает
Г. Ч. Ли,- становились виновными в неблагодарности и непослушании, темного
пятна которого ничто не могло изгладить. Это были отцеубийцы, недостойные
снисхождения, и если их бичевали, то им же еще оказывали этим особую
милость". Ли Г. Ч. История инквизиции в средние века.
Набор палаческих инструментов в камере пыток был весьма однообразный:
дыба, кобыла, плети. Часто применялась пытка водой, жаждой, голодом. После
пытки врач даже залечивал раны - возводить еретика на костер надлежало
невредимым. Но от того, что пытательный "ассортимент" был ограничен, что
пытка осуществлялась в "благопристойной" обстановке, положение узника
инквизиции не являлось менее трагичным.
Чтобы спастись, подсудимый должен был сперва признать себя виновным в
предъявляемом ему обвинении, затем выдать подлинных или воображаемых
сообщников, и только тогда ему разрешали отречься от ереси и примириться с
церковью. Если все это он проделывал охотно и со рвением, то мог отделаться
сравнительно легким наказанием; если же инквизиторам удавалось его сломить
только после длительной "обработки", то его ждала более суровая кара.
ПРИГОВОР.
Итак, следствие закончено. Инквизиторы одержали победу или потерпели
поражение. В первом случае обвиняемый дал требуемые от него показания,
признал себя виновным, отрекся от ереси, примирился с церковью. Во втором
случае обвиняемый решительно настаивал на своей невиновности или, признав
себя еретиком, отказывался отречься и покаяться. Теперь трибуналу инквизиции
предстояло вынести приговор, который соответствующим образом покарал бы и
того и другого.
Создав инквизицию, церковь постоянно доказывала ссылками на Библию,
Фому Аквинского и другие богословские авторитеты свое право карать не только
духовными, но и "телесными" карами провинившихся в вопросах веры овечек.
Иннокентий III в послании судьям г. Витербо от 25 марта 1199 г. так
аргументировал необходимость жестокого преследования еретиков: "Светские
законы наказывают предателей конфискацией собственности и смертью, из
милосердия они щадят их детей. Тем более мы должны отлучать от церкви и
конфисковывать собственность тех, кто является предателями веры Иисуса
Христа; ибо куда более великий грех нанесение оскорбления божественному
величию, чем величию суверена".
Правда, присваивая себе право расправляться с ослушниками, церковь
лицемерно пыталась прикрыть его покрывалом милосердия, как о том говорит
постановление Тридентского собора (1545-1563), призывавшее епископов
беспощадно наказывать своих пасомых за отступничество от официального
вероучения и в то же время относиться к ним с "любовью и терпением". Вот
текст этого иезуитского по своему духу постановления, вошедшего составной
частью в предпоследний канонический кодекс: "Да помнят епископы и прочие
прелаты, что они пастыри, а не палачи, и да управляют они своими подданными,
не властвуя над ними, а любя их, подобно детям и братьям; стремясь призывами
и предупреждениями отделить их от зла, дабы не наказывать их справедливыми
карами, если они совершат проступки;
и если все же случится, что из-за человеческой бренности они совершат
проступки, то их следует исправлять, как учил апостол, соблюдая доброту и
терпение, при помощи убеждений и горячих просьб; ибо во многих подобных
случаях приносит большую пользу благожелательство, чем строгость, призыв к
исправлению, чем угроза, милосердие, чем сила; если же серьезность
преступления требует наказания, тогда следует применить суровость с
кротостью, справедливость с состраданием, строгость с милосердием, для того
чтобы, не создавая резких контрастов, сохранилась дисциплина, полезная и
необходимая народам, и для того, чтобы те, кто наказан, исправились бы; если
же они не пожелают этого, то пусть постигшее их наказание послужит другим
оздоровляющим примером и отвратит их от греховных дел".
Это писалось в середине XVI в., когда ярко пылали костры инквизиции в
Испании, Португалии и в других странах, где католическая церковь сохраняла
свои преобладающие позиции...
Собственно говоря, инквизитор, как и любой священник, отлучал
нарушителей церковных законов от церкви и накладывал на них другие кары. И
все же разница в данном случае между инквизитором и священником была весьма
существенной. Последний не располагал средствами насилия и принуждения, и
поэтому его осуждение не производило должного впечатления на
|
|