|
смехотворных подозрениях. Люди спешили "исповедаться" перед инквизитором в
надежде в первую очередь оградить самих себя от обвинений в ереси. Многие
использовали эту оказию для мести, сведения счетов со своими противниками,
конкурентами, соперниками. Особенно старались доносчики, действовавшие из
корыстных побуждений, в надежде получить за выдачу еретиков часть их
состояния. Немало поступало и анонимных доносов, которые также учитывались
инквизитором.
В тех местах, где инквизиция пускала корни, превращалась в постоянно
действующий трибунал, отпущение грехов верующим сопровождалось требованием
разоблачения врагов церкви. В Испании доносы никогда не сыпались так часто,
как во время пасхальных причастий, к которым допускались только
исповедовавшиеся, получившие отпущение грехов после выдачи еретиков или
подозреваемых в ереси. "Эта эпидемия доносов,- пишет X. А. Льоренте,-
являлась следствием чтения предписаний, производившегося в течение двух
воскресений великого поста в церквах. Одно предписание обязывало доносить в
шестидневный срок под страхом смертного греха и верховного отлучения на лиц,
замеченных в проступках против веры или инквизиции. Другое объявляло анафемы
на тех, кто пропускает этот срок, не являясь в трибунал для подачи
заявлений, и все ослушники обрекались на страшные канонические кары..."
Льоренте X. А. Критическая история испанской инквизиции.
Приходские священники и монахи в свою очередь были обязаны доносить
инквизиции о всех подозреваемых в ереси. Исповедальня служила неисчерпаемым
источником для такого рода доносов. Подобного же рода рвение должны были
проявлять и светские власти.
Инквизиция делила доносчиков на две категории: на тех, кто выдвигал
конкретные обвинения в ереси, и тех, кто указывал на подозреваемых в ереси.
Разница между этими двумя видами доноса заключалась в том, что первые были
обязаны доказать обвинение, в противном случае им угрожало как лжесвидетелям
наказание; вторым это не угрожало, ибо они, выполняя свой долг правоверных
сынов церкви, сообщали всего лишь свои подозрения, не вдаваясь в их оценку.
О последнем заботилась инквизиция, решая, заводить ли дело на основе таких
подозрений или оставить их временно без последствий. Отказ доносчиков в
пользу обвиняемого от своих показаний не принимался во внимание, учитывалось
только предыдущее показание, враждебное обвиняемому.
Хотя доносчиками, как и обвиняемыми, могли стать юноши с 14 лет и
девушки с 12 лет, в действительности принимались показания и малолетних
детей, которые тоже в свою очередь могли быть обвиненными в ереси. К
ответственности могли привлечь беременную женщину, глубокую старуху,
подвергнуть их пыткам, так же, как и детей
Наряду с этими источниками был еще один, питавший "делами" ненасытное
чрево "священного" трибунала, а именно: художественные, философские,
политические и другие произведения, в которых высказывались "крамольные"
мысли и идеи. Несоответствие этих произведений принципам католической
ортодоксальности служило более чем достаточным основанием для привлечения их
авторов к судебной ответственности. Таких авторов преследовали, допрашивали,
пытали, осуждали и весьма часто сжигали, как об этом свидетельствует судьба
Джордано Бруно.
Самым ценным, самым желанным способом заполучить еретика считалось не
обнаружить его с помощью третьих лиц, а заставить его самого добровольно
явиться в инквизицию и покаяться, отречься от своих заблуждений, осудить их
и в доказательство своей искренности выдать всех ему известных единоверцев,
сторонников и друзей.
Но как добиться такого чуда? При помощи тех же испытанных средств:
страха, запугивания, угроз, террора. Инквизитор в своем обращении-проповеди,
призывая верующих посылать ему доносы на вероотступников, одновременно
объявлял для последних "срок милосердия", который длился от 15 до 30 дней.
Если в течение этого "льготного" периода еретик сам добровольно являлся в
инквизицию, отрекался от ереси в пользу католической церкви и выдавал своих
сообщников, то он мог спасти свою жизнь, а может быть, даже состояние.
Правда, если он обладал очень большим состоянием, то инквизиция под
предлогом, что он раскаивался не по велению совести, а по "низменным"
соображениям - из-за страха быть разоблаченным или из желания обмануть
церковь неискренним признанием с целью сохранить свое имущество,- обирала
его до нитки. И все же инквизиция всегда находила слабых и трусов, готовых
добровольно каяться не только в своих собственных грехах, но и возводить
напраслину на своих родственников, друзей и знакомых, лишь бы самим выйти
сухими из воды и спасти свою собственную жизнь и состояние.
"Легко представить себе,- пишет Г. Ч. Ли,- какой ужас охватывал общину,
когда в ней неожиданно появлялся инквизитор и выпускал свое обращение. Никто
не мог знать, какие толки ходили о нем; никто не мог знать, к чему прибегнут
личная вражда и фанатизм, чтобы скомпрометировать его перед инквизитором. И
католики и еретики имели равное основание волноваться. Человек, который
чувствовал склонность к ереси, не имел уже более ни минуты покоя при мысли,
что слово, сказанное им мимоходом, могло быть передано инквизиции во всякое
время его близкими и его самыми дорогими друзьями; под влиянием этой мысли
он уступал перед чувством страха и выдавал другого из боязни быть выданным
самому. Григорий IX с гордостью вспоминал, что в подобных случаях родители
выдавали своих детей, дети - своих родителей, мужья - жен, жены - мужей. Мы
смело можем верить Бернару Ги, что всякое разоблачение влекло за собой
новые, пока, в конце концов, вся страна не покрывалась невидимой сетью; он
|
|