|
Рим и запрашивавших его инструкций, представляло многочисленные трудности.
Урбан IV (1261-1264) попытался преодолеть их, назначив генерал-инквизитором
своего приближенного кардинала Каетано Орсини и поручив ему решать все
текущие дела, связанные с деятельностью инквизиции в разных странах и
областях. Этот пост позволил Орсини сосредоточить в своих руках столь
огромную власть, что после смерти Урбана IV он довольно легко добился
избрания в папы, приняв имя Николая III (1277- 1280). Орсини, став папой, в
свою очередь назначил генерал-инквизитором своего племянника кардинала
Латино Малебранку, которого он готовил себе в преемники. Это ожесточило
кардиналов, проваливших на очередных выборах в папы Малебранку. После смерти
последнего пост генерал-инквизитора оставался некоторое время вакантным. Он
был занят только еще один раз при Клименте VI (1342-1352).
Под давлением соперничающих кардиналов папство было вынуждено отменить
эту должность, дававшую слишком большую власть занимавшему ее церковному
иерарху. После этого деятельностью инквизиторов руководили различные
учреждения римской курии. С возникновением протестантской ереси папство
создало в системе курии учреждение, которое возглавило борьбу с ересью, так
сказать, во вселенском масштабе. Такое учреждение было создано в 1542 г.
папой Павлом III под названием священной конгрегации римской и вселенской
инквизиции. Она быстро превратилась в первую не только по рангу, но и по
подлинному значению и влиянию конгрегацию в системе римской курии.
Кем были инквизиторы, что они собой представляли как люди и церковные
деятели? Инквизиторов поставляли главным образом два монашеских ордена -
доминиканцы и францисканцы, но среди них имелись представители и других
монашеских орденов, священники и даже попадались люди, не имевшие духовного
сана. Климент V (1305-1314) установил минимальный возраст инквизитора в 40
лет, но бывали и моложе. Как правило, это были энергичные, коварные,
жестокие, беспощадные, тщеславные и жадные до мирских благ фанатики и
карьеристы. Происхождения они были самого разного. Роберто Ле Бург,
доминиканец, раскаявшийся катар, был назначен в 1233 г. инквизитором в район
Луары, где отличился кровожадностью. Два года спустя он был повышен в
должности и стал инквизитором всей Франции, за исключением южных провинций.
За массовые казни и грабежи его прозвали "антиеретическим молотом".
Жестокости, чинимые Ле Бургом, угрожали вызвать всеобщее восстание во
Франции, что вынудило папу римского сместить его. Ле Бург был арестован и
осужден на пожизненное заключение.. Это был единственный случай в истории
инквизиции, когда инквизитор был наказан церковными властями за свои
преступления.
С другими инквизиторами расправлялось само население. В 1227 г. был
назначен инквизитором в Германию рыцарь Конрад Маргбургский. Шесть лет
свирепствовал этот изувер, пока не был убит родственниками одной из своих
многочисленных жертв.
Такого же конца удостоился в 1252 г. и беспощадный доминиканец Петр из
Вероны, выступавший с 1232 г. в роли инквизитора на Севере Италии, на
совести которого были тысячи загубленных жертв. Церковь провозгласила его
"императором мучеников", он был возведен в ранг святых и считался наравне со
св. Домиником чудотворным покровителем инквизиционных палачей.
Бернар Ги, доминиканец, в 46-летнем возрасте стал инквизитором в Тулузе
в 1306 г. Он вошел в историю как "теоретик" инквизиции, автор руководства
для инквизиторов, в котором рекомендует при допросах обвиняемых пользоваться
различными коварными приемами с целью вынудить их к признанию.
Николас Эймерик, также из доминиканцев, испанец по рождению, служил во
второй половине XIV в. инквизитором в Тарагоне, был ревностным
последователем Фомы Аквинского. Эймерик написал 37 богословских трактатов, в
том числе инквизиционный вадемекум ("Directorium Inquisitorum"), состоящий
из подробного описания всевозможных ересей и практических советов его
коллегам по профессии, касающихся розыска, допросов, пыток и казни еретиков.
Однако всех церковных палачей перещеголял своей кровожадностью и
жестокостью первый испанский инквизитор Томас де Торквемада, который за 18
лет своей "работы" (1480 -1498) свыше ста тысяч человек сжег живьем, сжег
символически или подверг аутодафе, осудив на ношение позорного платья
"санбенито", конфискацию имущества, пожизненное тюремное заключение и прочие
кары. Льоренте X. А. Критическая история испанской инквизиции.
Инквизиторы были наделены неограниченными правами. Никто, кроме папы,
не мог отлучить их от церкви за преступления по службе, и даже папский легат
не смел отстранить их хотя бы временно от должности без особого на то
разрешения папского престола.
В 1245 г. Иннокентий IV предоставил инквизиторам право прощать друг
другу и своим подчиненным все прегрешения, связанные с их "профессиональной"
деятельностью. Они освобождались от повиновения своим руководителям по
монашескому ордену, им предоставлялось право по своему усмотрению являться в
Рим с докладом папскому престолу.
Согласно каноническому праву, всякому, кто препятствовал деятельности
инквизитора или подстрекал к этому других, грозило отлучение от церкви.
"Ужасная власть, - отмечает Г. Ч. Ли - предоставленная таким образом
инквизитору, становилась еще более грозной благодаря растяжимости понятия
"преступление" выражавшееся в противодействии инквизиции: это преступление
было плохо квалифицировано, но преследовалось оно с неослабной энергией.
Если смерть освобождала обвиненных от мщения церкви, то инквизиция не
забывала их, и гнев ее обрушивался на их детей и внуков". Ли Г. Ч. История
|
|