|
имущество. Приговор выносили епископ и два монаха, они же могли и менять
состав комиссий по своему усмотрению. Светская власть и все верующие были
обязаны содействовать деятельности этих по существу уже инквизиционных
трибуналов. Если при задержании еретиков местное население оказывало
сопротивление, то в ответе считалась вся община. По требованию инквизиторов
светские власти были обязаны пытать тех, кто отказывался выдавать еретиков.
Светским властям вменялось вносить эти распоряжения в сборники местных
законов, изъяв из последних все то, что противоречит булле. Властям
предписывалось под присягой и под угрозой отлучения давать обязательство
соблюдать церковные указания по искоренению ереси. Всякая небрежность в их
исполнении наказывалась как клятвопреступление вечным позором, штрафом в 200
марок и влекло подозрение в ереси, что угрожало потерей должности и лишением
навсегда права занимать какую-либо в будущем.
Эта булла также подтверждалась последующими папами, причем папа Климент
IV в 1265 г. уже титулует епископа и монахов - членов комиссии
инквизиторами, возлагая на них всю ответственность по борьбе с ересью.
Инквизиция угрожала беспощадной расправой всем недовольным существующим
порядком, любому осмелившемуся критиковать распущенность, продажность и
алчность духовенства, всякому, кто высказывал сомнение по поводу истинности
церковных догм. В XIII в. не было такого уголка в католической Европе, где
бы не пылали костры, на которых сжигали мнимых или подлинных еретиков.
В Южной Франции после ее присоединения к французскому королевству в
1229 г. папские инквизиторы продолжали выкорчевывать ересь на протяжении
всего XIII в. Не менее энергично инквизиторы действовали и в городах
Северной Франции. Постепенно королевская власть взяла под свой контроль их
деятельность, инквизиторы были подчинены парламентам, высшим королевским
судам, к которым со временем перешли полностью функции инквизиторских
трибуналов. Таким образом во Франции инквизиция превратилась в послушное
орудие королевской власти, способствуя укреплению абсолютизма.
Такой же процесс подчинения инквизиции светской власти имел место и в
других странах.
Параллельно с учреждением инквизиции и с развитием ее террористической
деятельности необходимость и законность этого учреждения обосновывалась
теологами, так сказать, в теоретическом плане. Фома Аквинский (1225-1274)
-"ангельский доктор", средневековый богословский авторитет, почитаемый
церковью и ныне, возведенный ею в ранг святых, уделяет немало внимания этой
проблеме в своем основном сочинении "Сумма философии, об истинности
католической веры против язычников".
Ересь, утверждал Фома, есть грех; те, которые его совершают,
заслуживают не только исключения из церкви, но исключения из жизни путем
смерти. Извращать религию, от которой зависит жизнь вечная, учил Фома,
гораздо более тяжкое преступление, чем подделывать монеты, которые служат
для удовлетворения потребностей временной земной жизни. Следовательно, если
фальшивомонетчиков, как и других злодеев, светские государи справедливо
наказывают смертью, еще справедливее казнить еретиков, коль скоро они
уличены в ереси.
Фома Аквинский создал целую теорию о добре и зле, которой пытался
объяснить, каким образом "всемогущий" мог вообще допустить появление ересей.
Он утверждал, что зло, подобно ране в теле человека, сопутствует
совершенству. Наличие зла позволяет различить добро, а искоренение зла
укрепляет добро. Подобно тому, как лев питается ослом, так и добро питается
злом. Вот почему богу невозможно создать человека без червоточинки, как
создать квадратный круг. Из этого следовал вывод: с одной стороны, ересь -
неистребимая мерзость, а с другой-церковь должна "питаться еретиками во имя
спасения всех верующих".
К концу XIII в. католическая Европа была покрыта сетью инквизиционных
трибуналов. Их деятельность, пишет Г. Ч. Ли, была непрерывна, как действие
законов природы, что отнимало у еретиков надежду выиграть время и скрыться,
переходя из одной страны в другую. Инквизиция представляла собой в ту эпоху
настоящую международную полицию. "Еретик жил как бы на вулкане, который во
всякое время мог начать извержение и поглотить его. Ибо в глазах людей
инквизиция была всеведущей, всемогущей и вездесущей..." Ли Г. Ч. История
инквизиции в средние века.
СИСТЕМА.
Инквизиция была создана для преследования и искоренения ереси не
средствами убеждения, а средствами насилия.
Организованный террор - вот то "чудотворное" средство, с помощью
которого церковь стремилась через инквизицию удержать и укрепить свои
позиции.
"Задача инквизиции,- писал французский инквизитор XIV в. Бернар Ги,-
истребление ереси; ересь не может быть уничтожена, если не будут уничтожены
еретики;
еретики не могут быть уничтожены, если не будут истреблены вместе с
ними их укрыватели, сочувствующие и защитники".
Но чем была ересь и кем были еретики? Шэннон указывает, что ересь
понималась церковью как намеренное отрицание артикулов католической веры и
открытое и упорное отстаивание ошибочных воззрений. Еретиком же считался
верующий, знакомый с католической доктриной и тем не менее отрицающий ее и
|
|