|
доминиканским монахам в преследовании ереси. "Мы хотим также,- заявлял
император,- чтобы все знали, что мы взяли под свое особое покровительство
монахов ордена проповедников, посланных в наши владения для защиты веры
против еретиков, а также и тех, кто будет им помогать в суде над виновными,
будут ли эти монахи жить в одном из городов нашей империи, или переходить из
одного города в другой, или сочтут нужным возвратиться на прежнее место; и
мы повелеваем, чтобы все наши подданные оказывали им помощь и содействие.
Поэтому мы желаем, чтобы их принимали всюду с благорасположением и охраняли
от покушений, которые еретики могли бы против них совершить;
чтобы та помощь, в которой они нуждаются для выполнения своего дела и
миссии, порученной им ради веры, была им оказана нашими подданными, которые
должны арестовывать еретиков, когда они будут указаны в местах их
жительства, и держать их в надежных тюрьмах до тех пор, пока они, осужденные
церковным трибуналом, не подвергнутся заслуженному наказанию. Делать это
надо в убеждении, что содействием этим монахам в освобождении империи от
заразы новой установившейся в ней ереси совершается служба богу и польза
государству". Цитируется по: Льоренте X. А. Критическая история испанской
инквизиции.
Эдикт Фридриха II означал большую победу церкви, ибо распространял на
всю Германскую империю сформулированное на XII вселенском соборе положение
об ответственности светской власти за преследование и искоренение ереси.
Теперь, как отмечает Г. Ч. Ли, обязанность преследовать еретиков была
возложена на всех, начиная от императора и кончая последним крестьянином,
под угрозой всех духовных и телесных кар, какими располагала церковь в
тринадцатом веке Ли Г. Ч. История инквизиции в средние века.
Участие Фридриха II и Людовика IX в преследовании еретиков создало
благоприятные условия для учреждения инквизиционных трибуналов, действующих
под непосредственным контролем папского престола. В феврале 1231 г. Григорий
IX издал очередной эдикт ("генеральную конституцию"), вновь отлучавший
еретиков от церкви и призывавший церковные и светские власти преследовать и
подавлять их. В том же году римский сенатор (губернатор Рима, подчиненный
папе) Аннибале назначил специальных инквизиторов с полномочиями преследовать
(арестовывать и судить) еретиков. Вскоре папа послал инквизиторов с такими
же полномочиями в Майнц, Милан и Флоренцию.
Следующим этапом в установлении инквизиции были две буллы Григория IX
от 20 апреля 1233 г., поручавшие преследование еретиков во Франции монахам
доминиканского ордена. Первая из этих булл, "Ille humani generis", была
обращена к епископам Франции. В ней папа не без лицемерия писал: "Видя, что
вы поглощены вихрем забот и что с трудом можете дышать под гнетом тяготящих
вас тревог, мы находим полезным облегчить ваше бремя, чтобы вы могли легко
переносить его". "Облегчение" заключалось в посылке на подмогу епископам
доминиканских монахов с неограниченными полномочиями по преследованию
еретиков. Епископы, считавшиеся по церковной традиции верховными правителями
своих епархий, не желали разделять власть с нищенствующими монахами, не
говоря уж о том, что они сами испытывали немалый страх перед этой тайной
папской полицией, которая могла при желании зачислить в еретики не только
строптивых, но и не в меру ретивых в своей ненависти к ереси епископов. Папа
умолял епископов "во имя уважения, которое вы питаете к св. престолу",
дружески принять его посланцев и помогать им, "дабы они могли хорошо
выполнить свою задачу".
Вторая булла, "Licet ad sapiendos", была обращена к "приорам и братьям
ордена проповедников, инквизиторам". В ней Григорий IX уполномочивал
доминиканцев:
"Во всех местах, где вы будете проповедовать,- в случае, если грешники,
несмотря на предупреждения, будут продолжать защищать ересь,- навсегда
лишать духовных их бенефиций и преследовать их и всех других судом,
безапелляционно, призывая на помощь светскую власть, если в этом встретится
надобность, и прекращая их упорство, если нужно, посредством
безапелляционного наложения на них духовных наказаний". Эта булла
практически поручала доминиканскому ордену вести борьбу с ересью во всем
христианском мире.
Обе буллы Григория IX подтверждались последующими папами, вносившими в
их тексты лишь частичные изменения и уточнения.
В современной церковной литературе утверждается, что инквизиция якобы
была учреждена папством только после того, как "традиционные" для церкви
методы убеждения еретиков путем увещевания и отлучения не оправдали себя.
Так, например, Шэннон заявляет, что Иннокентий III, Гонорий III и Григорий
IX пытались избавить церковь от ереси и восстановить единство церкви через
"укрепление епископальной бдительности. Однако все традиционные методы были
исчерпаны, не принеся желаемых результатов".
Приведенные нами факты опровергают подобного рода измышления. Именно
упомянутые выше папы были сторонниками насильственных методов борьбы с
ересью. Более того, инквизиция оформляется после разгрома катаров, когда
последние уже перестали представлять какую-либо опасность для церкви.
В 1252 г. папа Иннокентий IV издал буллу "Ad extirpanda", оформившую
создание инквизиционных трибуналов в разрешившую им применение пытки. Булла
учреждала в епархиях специальные комиссии по борьбе с ересью из 12
правоверных католиков, двух нотариусов и двух или больше служащих,
возглавляемых епископом и двумя монахами нищенствующих орденов. Комиссиям
поручалось арестовывать еретиков, допрашивать их, конфисковывать их
|
|