|
Рядовым катарам, "верующим", было дозволено пользоваться мирскими
благами, сохранять семью и собственность, однако "спастись", обрести царство
небесное они могли лишь, перейдя в разряд "совершенных". Для этого
"совершенные" совершали обряд "утешения" (consolomentum) над "верующими".
"Совершенных" даже в период наибольшего влияния катаров насчитывалось
всего около 4 тыс. человек, но это были подлинные вожаки, фанатики,
оказывавшие огромное влияние на своих последователей.
Когда началась борьба с катарами, церковники с особым ожесточением
преследовали "совершенных", уничтожение которых лишало рядовых катаров
"утешения", а значит, и "спасения".
Наряду с катарами большое распространение во Франции, Швейцарии, Италии
получило вальденское учение, основателем которого был лионский купец Пьер
Вальдо, находившийся под влиянием Арнольда Брешианского. Первая вальденская
община возникла в 1176 г., ее участники вначале были известны как "лионские
бедные".
Церковь опасалась еретиков в первую очередь потому, что их учение
привлекало народные низы. По свидетельству современников, Монеты из Кремоны,
"среди бедняков было много таких, которые умирали с голода и которых
приводили в ужас и возмущение несметные богатства церкви. С напряженным
вниманием и с внутренним волнением слушали они "слово божье", исходившее из
уст еретиков, требовавших отказа церкви от мирских наслаждений и возврата к
временам, когда бедность считалась величайшей добродетелью. Что же
удивительного в том, что городская голь шла в секту катаров и другие
еретические секты и пополняла их ряды свежими силами". Лозинский С. Г.
История папства.
На юге Франции, в Лангедоке, новых еретиков поддерживало и дворянство,
не желавшее уступать свои права и вольности церковным иерархам. Церковная
иерархия, претендовавшая на львиную долю доходов от торговли и ревностно
накапливавшая сокровища, вызывала возмущение также ремесленников и
торговцев. Катары, осуждавшие тунеядство церковников и призывавшие их к
отказу от мирских богатств, находили поддержку во всех слоях общества.
Вот почему попытка церковников расправиться с катарами "мирными"
средствами - отлучениями и анафемой (что не исключало и физической расправы
над ними) - не приносила желательного результата. Напрасно громили их в
своих проповедях преданные папскому престолу проповедники, напрасно этих
"новых манихеев" отлучали вселенские и поместные соборы. Число их
сторонников непрестанно росло. Шэннон пишет по этому поводу: "Политика,
основанная на предпосылке, что большинство еретиков были простаками,
впавшими в ересь по неведению, и что проповедь верного учения церкви быстро
образумит их и вернет к вере их отцов, была осуждена на провал, ибо опыт
показал необоснованность этих надежд. Определенные действия папства,
направленные на преодоление пороков церковной иерархии и клира в зараженных
ересью районах, совершались слишком поздно и в ничтожных масштабах, чтобы
помочь беде".
Еще Бернар Клервоский настойчиво ратовал за физическое истребление
непокорных еретиков при помощи светской власти.
По Бернару, церкви следует отыскивать и изобличать еретиков, а по ее
указанию светской власти их уничтожать. Если светская власть повинуется
велениям церкви по борьбе с еретиками, то она тем самым признает над собой
главенство церкви и папского престола.
Требуя от светской власти преследования еретиков, Бернар одновременно
отстаивал право папского престола владеть обоими мечами - духовным и
материальным. Хотя папа уступает второй из них светской власти, он, по
словам Бернара, сохраняет за собой право использовать его там и тогда, где и
когда сочтет это нужным.
Как следует из программы Бернара, принятой на вооружение средневековыми
папами, преследование еретиков являлось одним из непременных условий
подчинения светской власти папству. Это помогает уяснить место и значение
будущей инквизиции в общей политике папского престола. Создавая инквизицию,
папство надеялось, в частности, использовать ее для упрочения своих позиций
по отношению к светской власти.
Первая попытка мобилизовать церковь на искоренение ереси, пустившей
глубокие корни в Лангедоке, путем массового истребления вероотступников была
предпринята папой Александром III на III Латеранском соборе в 1179 г. Кроме
обычных уже в таких случаях анафем в адрес вероотступников, собор впервые
объявил крестовый поход против них. Собор обещал отпущение грехов на два
года всем участникам похода и "вечное спасение" тем, кто погибнет в борьбе с
еретиками. Руководство этим походом было поручено аббату Генриху
Клервоскому, возведенному по этому случаю в кардинальское звание. Этот
первый поход против альбигойцев (так стали именовать одну из ветвей ереси
катаров и прочих еретиков, твердыней которых в Лангедоке был г. Альби)
привлек сравнительно небольшое число участников. Опустошив несколько
областей Лангедока, воинство Генриха разъехалось по домам, а он сам вернулся
в Рим участвовать (вследствие смерти Александра III) в избрании нового папы.
Им стал Луций III (1181-1185), такой же сторонник беспощадных мер
против еретиков, каким был и его предшественник. Новый папа созвал собор в
Вероне в 1184 г., на котором огласил буллу об искоренении различных
еретических учений (Ad abolendam diversarum haeresum pravitatem). Булла
предписывала епископам подвергать еретиков высылке, конфисковывать их
имущество и осуждать их на "вечное бесчестие". Она призывала очистить
|
|