|
них, пожалуй, был итальянец Арнольд Брешианский. У себя на родине он
выступал с резкой критикой церковной иерархии. Латеранский собор в 1139 г.
осудил его и вынудил покинуть родной город. Спасаясь от преследований,
Арнольд едет во Францию, Швейцарию, Германию. В 1145 г. он появляется в
Риме, где вскоре возглавляет антипапскую республику, возникшую двумя годами
раньше. Арнольд требовал лишения папы светской власти, конфискации церковной
собственности в пользу коммун, обличал преступления папства и феодальной
знати, бичевал высшее духовенство, требовал реформы церкви, упразднения
епископата, лишения духовенства собственности. Папа Адриан IV наложил на Рим
интердикт, что вынудило Арнольда покинуть город. Схваченный в плен
императором Фридрихом I Барбароссой, Арнольд Брешианский был выдан папе и по
его приказу повешен. Но папе показалось этого мало: он повелел сжечь труп
казненного и выбросить пепел в Тибр.
Такого рода расправы были проявлением страха, который испытывали папы
римские перед теми, кто оспаривал их авторитет и подвергал их критике с
позиций первоначального христианства.
В XII столетии становится обычной для церкви практикой расправляться со
своими идеологическими противниками насильственными средствами - предавать
их пыткам, поруганию, лишать жизни. Но такого рода расправы учиняются только
над наиболее опасными для церкви противниками и еще не носят всеобщего
характера, то есть не применяются пока что ко всей массе еретиков. Однако
бессилие церкви справиться с растущими оппозиционными антицерковными и
антифеодальными движениями, ее нежелание пойти на компромисс со своими
идейными противниками, модернизировать, как мы сказали бы теперь, церковную
доктрину и практику, а также усиливающееся стремление папского престола
возвыситься над светской властью, подчинить ее своему контролю, превратиться
в верховного вершителя судеб христианского мира - все это, вместе взятое,
породило идею "окончательного решения" еретического вопроса, а именно -
физического истребления, уничтожения всех без исключения еретиков.
ЭТА "НЕИСТРЕБИМАЯ МЕРЗОСТЬ"...
В последней четверти XII в. центром еретических движений становится
Южная Франция, где города высвободились из-под феодальной зависимости еще в
прошлом столетии.
"В Лангедоке,- указывает К. Маркс,- держались остатки римских городских
прав и муниципального управления; как раз города, пострадавшие потом всего
больше от жестокого преследования еретиков, (здесь) не были так разъединены,
как немецкие и итальянские, и не так были отрезаны от деревни; они были
также защищены от сеньеров... Даже в Тулузе, резиденции могущественного
графа, управляли независимый магистрат и свободный комитет горожан... В
таком цветущем состоянии была южная Франция от Альп до Пиренеев".
Именно в городах этой "обетованной земли" получили наибольшее
распространение различные еретические учения, в первую очередь учение
катаров, на подавление которых официальная церковь мобилизовала все свои
могущественные силы...
Термин "катары" появляется в первой половине XI в. Вскоре он становится
синонимом еретика вообще. Об учении катаров с достоверностью нам мало что
известно. Их писания были почти полностью уничтожены церковниками. Что же
касается церковных источников, то в них больше клеветы и вымысла, чем
достоверных фактов. Если судить только по ним, то приходится сделать вывод,
что папство осуждало ереси, не имея точного представления о их содержании.
Католический богослов Шэннон, изучавший папские источники, относящиеся к
средневековым ересям, отмечает, что они дают только "крайне схематическое и
неудовлетворительное" представление о еретических учениях этого периода.
Судя по тем скудным данным, которыми мы располагаем, катары выступали
против официальной церкви с позиций первоначального христианства. Некоторые
черты их учения напоминали манихейство, поэтому церковники именовали катаров
неоманихеями. Как и последние, катары считали, что добро (бог - творец
невидимого, идеального справедливого мира) и зло (дьявол - создатель всего
материального) являются извечными началами. Тело создано дьяволом, в нем,
как в темнице, заключена душа, творение бога.
Катары считали, что все зло на земле - всякого рода притеснения,
несправедливости, социальное неравенство - вызвано дьяволом, а так как
церковь оправдывала господствующий несправедливый строй, то она являлась
пособницей и соучастницей преступлений князя преисподней. Катары делились на
наставников - "совершенных" и просто верующих. Первые должны были являть
собой пример евангельских добродетелей. Они отрицали частную собственность,
не признавали церковной обрядности, культа и иерархии, выступали за строгое
соблюдение обета целомудрия.
Праведный образ жизни "совершенных", контрастирующий с разнузданными
нравами, страстью к обогащению, свойственными церковникам, был лучшей формой
наглядной агитации в пользу нового вероучения. Новая ересь, возрождавшая на
практике идеалы первоначального христианства, привлекала городских плебеев и
крестьян, искавших избавления от непосильных феодальных повинностей. Катары
обязывались не убивать, не лгать, воздерживаться от клятв. При посвящении
они давали еще одно важное обязательство: не отрекаться от своей веры "из
страха воды, огня или любого другого вида наказания". Попав в руки своих
противников, они мужественно отстаивали свои взгляды и спокойно всходили на
костер.
|
|