Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Инквизиция перед судом Истории
<<-[Весь Текст]
Страница: из 174
 <<-
 
другой мир - мистический, мир религиозных грез и сновидений.
     Феодальный порядок, укрепившийся с благословения церкви и при ее прямом
участии,  зиждился, как  и предшествующий  ему рабовладельческий  строй,  на
порабощении и эксплуатации  народных масс.  Когда в недрах феодального строя
станут  возникать новые общественные  отношения  и  народные  массы  в  лице
крестьян  и горожан пробудятся от вековой спячки и вновь  придут в движение,
их гнев  будет  направлен в  первую  очередь против духовенства - епископов,
аббатов, монахов, которые вели привольную  жизнь  за  счет  народа, освящали
социальный гнет, погрязли в пороках,  против нового Вавилона - католического
Рима,  против  нового Антихриста  - папы  римского. И тогда возникнут  новые
ереси, и тогда для борьбы с ними будет создана "святая" инквизиция...
ПРЕДВЕСТНИКИ НОВОЙ БУРИ

     Второе  тысячелетие  западный  христианский  мир  встречал  в   смутной
тревоге.   От   круглой   цифры   "1000"   веяло   таинственными   недобрыми
предзнаменованиями.  "...По  всей Европе,-  пишет  Гегель,-  распространился
всеобщий страх, вызванный ожиданием приближающегося страшного суда и верой в
близкую   гибель   мира.   Чувство   страха   побуждало    людей   совершать
бессмысленнейшие  поступки.  Некоторые  дарили  все свое имущество церкви  и
проводили  всю  жизнь  в  покаянии,  большинство  предавалось  распутству  и
проматывало  свое  имущество. При  этом  только  церковь выиграла  благодаря
дарениям и завещаниям".
     Конец света не наступил, но элементы брожения продолжали накапливаться.
Распад   каролингской    империи,    внутренняя   феодальная   междоусобица,
непрекращающиеся  конфликты  с  арабами,  норманнами,  венграми  расшатывают
закостенелый феодальный  порядок. Медленно, но неуклонно растут города.  Все
чаще  и  смелее выступают  городские  низы с протестом  против  церковников,
неутомимо стригущих  своих  овечек. Другим элементом брожения  являлось само
папство,  выросшее  благодаря покровительству  светских  феодалов  - князей,
королей   и  императоров  -  в  могучую  международную  силу,  располагавшую
огромными  земельными  и  другими  материальными ценностями и стремившуюся к
главенствующей  роли  в  феодальном мире.  Стремление  папства  к  гегемонии
приводит его к  столкновению  со  светской властью,  которая,  защищая  свои
интересы, иногда не прочь опереться на тех же еретиков.
     Под действием непреложных законов исторического развития противоречивые
силы  феодального   общества   приходят   в  движение.   Меняется  привычное
соотношение  классов и различных  социальных слоев,  нарушаются традиционные
социальные   устои,  подвергаются  переоценке   старые  понятия,  незыблемые
церковные догмы. Антифеодальные движения принимают форму религиозных ересей.
     Первые  раскаты грома,  возвещающие бурю,  раздаются в Х в. в Болгарии,
которая оказывает отчаянное сопротивление пытающейся поглотить  ее Византии.
Там  пускает  глубокие  корни  новое  издание  павликианства -  богомильское
учение, отражавшее настроения  крестьян, выступавших  против  феодального  и
национального порабощения.
     Сторонники этого учения  отрицательно  относились к богатству  и земным
благам, бедность рассматривали как  высшую добродетель,  а  некоторые из них
отрицали  частную собственность.  Богомилы  отвергали  церковную обрядность,
таинства,  мощи,  иконы,  крест,  а  церкви  и  монастыри считали  вотчинами
дьявола.
     В  болгарской  церкви после завоевания  Болгарии  Византией руководящие
посты занимали греки -  ставленники византийского правительства. Народ видел
в  них  чужеземцев,  действовавших  в  интересах  Константинополя.  Богомилы
активно участвовали в восстаниях против византийских властей.
     Церковные и светские власти Византийской империи преследовали богомилов
самым  решительным образом.  Их  отлучали от  церкви  и  предавали  анафеме,
заточали   в  тюрьмы,   ссылали,   сжигали  на  кострах,   их  собственность
конфисковывалась. В 1111 г. в Константинополе был публично сожжен выдающийся
проповедник богомильства  Василий. И все же, несмотря на жесточайший террор,
властям  не удалось  истребить богомильство,  просуществовавшее на  Балканах
вплоть до XIV в.
     В  XI  в.  поднимается  новая  волна  еретических  движений в Италии  и
Франции, направленных в первую очередь против папства и церковной иерархии и
проповедовавших  возврат к  традициям первоначального  христианства. Еретики
требовали строгого соблюдения евангельского  принципа "кто не работает,  тот
не ест". В большинстве своем это были крестьяне и ремесленники.
     Церковная иерархия,  желая  скомпрометировать  ереси в глазах верующих,
приклеивала им  позорящие  ярлыки  старых  ересей IV-VI столетий, осужденных
вселенскими соборами и отцами церкви. Но новые ереси  существенно отличались
от старых. Раннехристианские ереси носили главным образом характер церковных
течений,  возникали  в  основном  на  периферии  христианского мира  и  были
направлены  против  римского   рабовладельческого  строя.  Новые  же   ереси
возникали  в народных низах Западной Европы, они  были  направлены,  с одной
стороны, против феодального гнета, с другой - против церкви в целом.
     Некоторые церковные апологеты пытаются представить эти ереси как своего
рода заразу, занесенную с  Востока,  из Византии, в Западную Европу, однако,
хотя   и   имелись   некоторые  контакты   между   ересями   этих   районов,
итало-французские  ереси зарождаются  и развиваются в XI в.  главным образом
среди народных низов, совершенно  неграмотных и несведущих  в  теологических
тонкостях.
     Как  справедливо  отмечает  итальянский  историк  Р.  Морген,  "нет  ни
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 174
 <<-