|
текстов, ни документов, доказывающих, что новые ереси, родившиеся на Западе
после 1000 года, являются продолжением древних теологических ересей".
Источником вдохновения новых еретиков является исключительно Библия, которую
они противопоставляют церкви и церковному учению. Библия в руках еретиков
становится опаснейшим оружием против церкви, и последняя в конце концов
буллой папы Григория IX в 1231 г. запретила мирянам читать ее, причем запрет
формально был отменен только вторым Ватиканским собором.
Западные ереси начала II тысячелетия новой эры возникают в обществе, в
котором возрождаются города и появляется рынок, намечается стремление к
объединениям нового типа, пробуждается новое общественное сознание,
вырисовываются контуры новых народностей в результате смешения различных
этнических элементов, возникают новые классы в городах, требующие себе прав,
которые до этого принадлежали другим.
Как известно, в социальной подоплеке этих ересей первым разобрался Ф.
Энгельс в своем исследовании "Крестьянская война в Германии",написанном в
1850 г. Он подразделяет их на три группы: патриархальные ереси, реакционные
по форме и содержанию, представлявшие собой реакцию изолированных
крестьянских общин (альпийских пастухов) на проникновение к ним феодализма;
городские ереси, представлявшие оппозицию феодализму со стороны переросших
его рамки городов; и крестьянско-плебейские и плебейские ереси, наиболее
радикальные, выливавшиеся в вооруженные антифеодальные восстания.
Официальная ересь средневековья - городская, указывает Ф. Энгельс, была
направлена главным образом против церковников, на богатства и политическое
положение которых она нападала. Подобно тому как впоследствии буржуазия
требовала дешевого правительства, точно так же и средневековые бюргеры
требовали прежде всего дешевой церкви. "Реакционная по форме, как и всякая
ересь, которая в дальнейшем развитии церкви и догматов способна видеть
только вырождение, бюргерская ересь требовала восстановления простого строя
раннехристианской церкви и упразднения замкнутого сословия священников. Это
дешевое устройство устраняло монахов, прелатов, римскую курию - словом, все,
что в церкви было дорогостоящим".
Далее Ф. Энгельс дает следующую характеристику крестьянско-плебейской
ереси: "Хотя она и разделяла все требования бюргерской ереси относительно
попов, папства и восстановления раннехристианского церковного строя, она в
то же время шла неизмеримо дальше. Она требовала восстановления
раннехристианского равенства в отношениях между членами религиозной общины,
а также признания этого равенства в качестве нормы и для гражданских
отношений. Из "равенства сынов божиих" она выводила гражданское равенство и
уже тогда отчасти даже равенство имуществ. Уравнение дворянства с
крестьянами, патрициев и привилегированных горожан с плебеями, отмена
барщины, оброков, налогов, привилегий и уничтожение по крайней мере наиболее
кричащих имущественных различий - вот те требования, которые выдвигались с
большей или меньшей определенностью как необходимые выводы из учения раннего
христианства".
В XI-XIII вв. городская и крестьянско-плебейская ереси смешаны в одном
антифеодальном потоке. Только в XIV-XV вв. эти ереси отчетливо выделяются в
самостоятельные течения.
Главными очагами новых ересей в Западной Европе в XI в. становятся
Северная Италия, Франция, в известной степени Германия. Здесь крестьянские
массы, доведенные до отчаяния грабежами светских и церковных магнатов, все
чаще и чаще восстают против своих угнетателей и отвергают официальную
церковь. В 997 г.- Нормандия, а в 1024 г.- Бретань были ареной массовых
крестьянских восстаний, на разгром которых было мобилизовано большое
рыцарское воинство. В 1095 г. Францию вновь охватили крестьянские восстания.
В 1069-1071 гг. крестьянские восстания произошли в Англии, а в 1070 г.-
в Саксонии, где крестьяне громили королевские поместья и вотчины. Эти
вооруженные выступления крестьян сопровождались появлением новых ересей,
направленных против светских и церковных феодалов. В начале XI в. в Шампани
возникла ересь Леутара Шампанского, призывавшего не платить церковную
десятину. В 1022 г. Орлеан и Тулузу охватило еретическое движение,
последователи которого, по словам Льоренте, "по-видимому, исповедовали
учение манихеев". Подобного рода ересь распространилась в Аррасе, а также в
Германии - Кельне и Бонне.
При подавлении этих движений впервые применяются массовые казни
еретиков посредством их сожжения. По решению поместного синода, созванного в
Орлеане по приказу короля Франции Роберта II (996-1031), в 1022 г. было
приговорено к сожжению десять руководителей еретиков, отказавшихся отречься
от своих взглядов. В числе осужденных оказался Этьен, духовник королевы
Констанции, супруги короля Роберта II. Сообщая об этом, Хуан Антонио
Льоренте отмечает: "До какой крайней свирепости может довести людей слепое
рвение, показывает королева, которая исповедовалась в своих грехах у ног
священника Этьена, а теперь не побоялась поднять на него руку и жестоко
ударить его по голове палкой, когда он выходил из собора, чтоб отправиться
на место казни. Осужденные уже были охвачены пламенем, как вдруг многие из
них закричали, что заблуждались и желают подчиниться церкви, но было уже
поздно: все сердца были закрыты для жалости". Льоренте X. А. Критическая
история испанской инквизиции.
В Кельне и Бонне также состоялись массовые казни еретиков.
Вскоре этому примеру последовала и Италия. В 1034 г. в Милане по
приказу епископа Ариберто были публично сожжены вожак местных еретиков
|
|