Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Инквизиция перед судом Истории
<<-[Весь Текст]
Страница: из 174
 <<-
 
требовал  проявить  к  ним "гуманность"  и  выступает  с тех  пор  вместе  с
реакционными кругами ФРГ за прекращение  судебного преследования этих врагов
человеческого рода.
     У  каждого из многочисленных  адвокатов инквизиции свои аргументы в  ее
защиту. Одни утверждают, что инквизиция действовала непродолжительное время,
что  она   никого  не  калечила  и  не  казнила,  что  сжигали  еретиков  не
инквизиторы, а гражданские  власти,  что  папский  престол имел к инквизиции
самое отдаленное отношение и  что если кто и  зверствовал, так это испанская
инквизиция, но за нее несет ответственность королевская власть, которой  она
была подчинена, а вовсе не церковь или тем более папский престол.
     Другие  защитники  инквизиции  пытаются  перенести  ответственность  за
кровавые  деяния  средневековых  палачей на их же  жертвы,  которые-де своим
неповиновением "вынуждали" церковь к жестокой расправе с ними.
     Такие аргументы, например, мы встречаем в работе итальянского апологета
инквизиции  Агостино  Чеккарони.  Он утверждает, что причиной  возникновения
инквизиционных  трибуналов  являлись  "насильственные  действия,  к  которым
прибегали еретики,  начиная  со времени, когда церковь вышла  из катакомб, с
целью  разрушить фундамент,  основанный на  доброй  религии  Иисуса  Христа,
провоцируя  тем  самым не только справедливую реакцию  со стороны церкви, но
также справедливую общественную "вендетту"".
     Чеккарони  признает:   "Испанская   инквизиция  совершила  всевозможные
эксцессы, которые могут быть  вызваны политическими страстями в соединении с
варварством и невежеством того времени".  Но  за деяния испанской инквизиции
ответственность,  утверждает  он,  несет только королевская власть,  что  же
касается папской инквизиции, то  она  якобы "никогда не  совершала подобного
рода эксцессов,  и это  факт,  что жертвы испанской  инквизиции искали у нее
защиты, и не без успеха". Разумеется, Чеккарони считает излишним приводить в
подтверждение своей точки зрения какие-либо доказательства, потому что таких
доказательств у  него нет.  Но  отсутствие доказательств никогда  не смущало
поборников инквизиции.
     Выгораживает  и   оправдывает  инквизицию  и   официальная  ватиканская
"Католическая энциклопедия":  "В новейшее  время исследователи строго судили
учреждение инквизиции и обвиняли ее в том, что она выступала против  свободы
совести. Но  они забывают, что в прошлом эта  свобода  не признавалась и что
ересь   вызывала   ужас  у   благомыслящих  людей,  составлявших  несомненно
подавляющее  большинство  даже в странах,  наиболее  зараженных  ересью.  Не
следует, кроме того, забывать, что в  некоторых  странах трибунал инквизиции
действовал   самое  непродолжительное  время  и  имел  весьма  относительное
значение. Так, например, в испанских владениях в Южной Италии он существовал
только в тринадцатом и четырнадцатом  веках, еще меньше  в Германии. В самом
Риме он быстро сошел со сцены;
     например, процесс  против  Лютера  в  1518  г.  было поручено  вести не
инквизиционному трибуналу, а  генеральному прокурору апостолической камеры".
Авторы  цитируемой статьи  скромно  умалчивают об  инквизиционных  процессах
против Джордано Бруно, Галилея, Кампанеллы и о многих других жертвах римской
инквизиции. Они делают  вид,  что им  ничего  не  известно  о  преступлениях
папской инквизиции - конгрегации священной канцелярии.
     В изображении этих церковных  апологетов инквизиция  представляется  не
такой  уж  страшной,  как ее "рисуют"  так  называемые  "враги" католической
церкви,  то есть те исследователи,  которые подходят с объективных позиций к
изучению деятельности "священного" трибунала.
     Некоторые   современные   церковные   авторитеты,   вопреки   очевидным
неоспоримым  историческим фактам, вообще  отрицают,  что  папство и  церковь
несут  какую-либо ответственность  за сотни  тысяч  загубленных  инквизицией
жизней.    Кардинал   Альфредо   Оттавиани,   последний   из   инквизиторов,
возглавлявший бывшую  конгрегацию  священной канцелярии,  в  своей  книге  о
каноническом праве утверждал, что  католическая церковь, верная христианской
заповеди  всеобщей любви, никогда не пользовалась "правом  меча", никогда не
проливала кровь своих противников, это-де делала гражданская  власть, влиять
на действия которой церковь была лишена  возможности. Церковь  "всего лишь",
заявлял   Оттавиани,   отлучала  еретиков   от  церкви.  По-видимому,   этот
экс-инквизитор  не отдавал себе отчета, в какое смешное  положение сам  себя
ставил  подобного  рода  аргументацией.  Ведь  согласно  церковному  учению,
"отлучение",   "анафема"  -  наказание  во  сто  крат  страшнее,  ужаснее  и
мучительнее, чем пытка и любой вид физической казни. Если верить богословам,
то отлучение,  анафема лишают душу  верующего вечного спасения, осуждают его
на вечное  горение в геенне  огненной, в то время как  муки земные и  смерть
всего лишь незначительный эпизод, мгновение в жизни человека.
     Неверно  и  утверждение  кардинала  Оттавиани, что  церковь лишена была
возможности в этих делах влиять на гражданскую власть: ведь сожжение еретика
совершалось   гражданскими  властями   на  основе  церковного  отлучения,  с
согласия, одобрения и по требованию церкви, которая  до сих пор не сняла, не
отменила  ни  одного  отлучения из  вынесенных  трибуналами  инквизиции,  за
исключением   приговора  Жанне  д'Арк.   Следовательно,   если  исходить  из
католического  вероучения, души  сотен  тысяч  жертв "священного"  трибунала
продолжают гореть в огне преисподней...
     Утверждая, что церковь никогда не пользовалась  "правом меча", кардинал
Оттавиани грешит  и  против  принятого в  1917 г.  папским престолом Кодекса
канонического права,  на страже которого он, возглавлявший тогда конгрегацию
священной канцелярии, стоял со всей инквизиторской строгостью. Заменен новым
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 174
 <<-