|
порабощенные народы в колониях, гуманисты, выступавшие с критикой
религиозного мракобесия, враги абсолютистской власти, просветители и
философы-материалисты, великие ученые, патриоты-борцы за независимость
колоний, сторонники отделения церкви от государства, писатели-реалисты,
первые рабочие деятели, социалисты, коммунисты и прогрессивные мыслители
современности. Инквизиция всегда стояла на защите интересов правящих
классов. Именно в этом обстоятельстве следует искать причины, объясняющие
долговечность сего поразительного по своей живучести террористического
института, но в этом же, как увидит далее читатель, кроются и причины его
падения.
КАК БЫЛИ РАСКРЫТЫ ЕЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.
"Священное" судилище являлось тайным трибуналом. Его служители
торжественно присягали держать в строгом секрете все, относящееся к их
деятельности. Такую же присягу давали и его жертвы. За разглашение секретов
инквизиции виновным грозили столь же суровые наказания, как и еретикам.
Стремление инквизиторов держать в тайне все относящееся к их
деятельности было вызвано отнюдь не только опасением, что раскрытие их
кровавых деяний может повредить им или нанести вред авторитету церкви. Этого
они меньше всего боялись. Ведь свои преступления они рассматривали как
"святое дело", санкционированное самим наместником бога на земле и светскими
властями. Они гордились своим инквизиторским званием, в доказательство чего
публично казнили свои жертвы на торжественных "актах веры" - аутодафе.
Держали же они свою деятельность под плотным покровом тайны главным
образом потому, что опасались, как бы раскрытие их методов не ослабило их
действенности, как бы этим не воспользовались еретики для сопротивления
"священному" судилищу, для сокрытия следов, для совершенствования своих
"подпольных" организаций. Ведь чем меньше знал еретик о деятельности
инквизиции, тем больший он испытывал страх за свою судьбу, тем легче было
его выявить, поймать, заставить признать свою "вину" и "примириться" с
церковью.
Возрождение сорвало покров тайны, окутывавший деятельность католической
инквизиции на протяжении многих столетий. Гуманисты и протестанты ополчились
против деяний "священного" судилища. По далеко не полным данным
библиографического справочника Э. ван дер Векенэ, в XVI в. было издано 109
книг и брошюр об инквизиции, в XVII в.- 191, в XVIII в.- 137, в XIX в.- 710,
в том числе различного рода публикации, включая журнальные статьи, в XX в.
по 1961 г. включительно - 859. В протестантских странах стали появляться
воспоминания бывших узников инквизиции, бежавших из ее застенков. В них
подробно описывались кровавые деяния "святых" отцов - мучения и пытки,
которым они подвергали свои жертвы. Такого рода литература расходилась
чрезвычайно быстро по всей Европе, вызывая повсеместно негодование,
возмущение, осуждение инквизиции. Одна из таких работ, написанная бывшим
узником инквизиции в Севилье Раймундо Гонсалесом де Монтес, под названием
"Деяния священной инквизиции" вышла в Гейдельберге в 1567 г. и в течение
двух лет была переведена на французский, немецкий, английский и голландский
языки.
Не меньшим успехом пользовалось и сочинение француза Габриэля Деллона,
повествующего о своих злоключениях в застенках португальской инквизиции в
Гоа (Индия), вышедшее в свет в Лейдене (Голландия) в 1678 г. и в течение
последующих двух столетий издававшееся 20 раз на разных языках в разных
странах. Эта разоблачительная литература в свою очередь породила множество
апологетических богословских опусов, авторы которых, отстаивая право
инквизиции на преследование еретиков, невольно выбалтывали ее секреты, давая
тем самым новые аргументы ее противникам для нападок на "священное"
судилище.
К тому же церковники саморазоблачались, рекламируя такие кровожадные
произведения, как "Молот ведьм" инквизиторов Я. Шпренгера и Г. Инститориса.
Это сочинение, служившее руководством инквизиторам по истреблению ведьм,
впервые было опубликовано в 80-х годах XV в. и неоднократно переиздавалось в
католических странах.
В 1692 г. в Амстердаме вышел в свет большой труд Филиппа Лимбоха по
истории инквизиции, в котором впервые освещалась деятельность этого
трибунала во Франции, Италии и других странах со ссылками на папские
документы и постановления различных соборов. Литература XVIII в. об
инквизиции носила в основном памфлетный характер. Иначе и быть не могло, ибо
архивы инквизиции были недоступны авторам, разоблачавшим ее деятельность.
Французская революция 1789 г. руками победившей буржуазии покончила с
инквизицией и сорвала замки с ее тайных архивов в ряде стран. Наполеон
отменил инквизицию во всех своих владениях, в том числе в Испании. И именно
в Испании, где больше всего она свирепствовала, впервые был опубликован в
1812-1813 гг. двухтомник подлинных документов, относящихся к ее
деятельности. Автором публикации был бывший секретарь испанской инквизиции
Хуан Антонио Льоренте (1756- 1823), из-под пера которого вскоре вышла
первая, основанная на документальных источниках, история этого трибунала.
Льоренте испытал на себе влияние просветительных идей XVIII в. и, как
некоторые другие испанские либералы, сотрудничал с Жозефом Бонапартом в
надежде, что французы осуществят в Испании необходимые прогрессивные
реформы. По поручению французских властей Льоренте приступил к написанию
|
|