|
наказания еретиков".
Американский церковник Шэннон считает, что хотя у инквизиции "нет дня
рождения", она ведет свое начало с 1231 г., когда на основе эдикта Григория
IX, отлучавшего всех вероотступников от церкви, в Риме были назначены
инквизиторы не только с правом расследования, но и суда над еретиками.
Этот разнобой в датировках, по-видимому, объясняется чрезвычайным
обилием издававшихся на протяжении XII-XIII вв. всевозможных папских
документов, направленных против еретиков и весьма схожих по своему
содержанию.
Попытка дать всеобщую историю инквизиции, которая отражала бы все ее
этапы и разветвления, была предпринята только одним исследователем, а именно
- американцем Генри Чарлзом Ли (1825-1909), но и ему не удалось полностью
осуществить свои замыслы: деятельность папской конгрегации инквизиции
(священной канцелярии) не была им освещена. Возможно, у исследователя не
хватило времени или он отказался от этой темы из-за отсутствия документации
или по другим неизвестным нам причинам.
Отсутствие такого раздела в работах Ли и других историков, в частности
Жана Гиро, пытавшихся охватить всю историю инквизиции, на наш взгляд,
выгораживает папство от вины за преступления инквизиции, создавая ложное
представление, что "св. престол" стоял в стороне от деятельности
инквизиционных трибуналов, в то время как он являлся подлинным вдохновителем
и организатором инквизиции во вселенском масштабе, меняя на протяжении
столетий методы и формы ее деятельности и избирая в различные эпохи
различные объекты для преследования. Ж. Гиро называет конгрегацию инквизиции
и испанскую инквизицию, учрежденную в 1481 г., инквизициями "нового
времени", в отличие от средневековой инквизиции XII-XV вв., исследованию
которой посвящен его труд.
Другой не менее существенный недостаток, свойственный многим светским
историкам инквизиции, заключается в том, что они рассматривают ее только как
средневековый институт, защищавший интересы феодальной церкви и феодального
строя в целом. Между тем история инквизиции заканчивается в XX в.
Буржуазная и церковная историография бессильны объяснить инквизицию,
причины ее появления, различные формы ее деятельности, вскрыть причины ее
долговечности. Антиклерикальные историки объявляют инквизицию следствием
органической "порочности" католической церкви и свойственного только ей
одной духа нетерпимости, игнорируя тот факт, что своих противников с не
меньшим ожесточением преследовала протестантская, православная и другие
христианские церкви, как и другие религии. Современные церковные защитники
инквизиции, хотя и высказывают лицемерное сожаление о ее "крайностях",
выдают ее за инструмент "божественного провидения", с помощью которого
церковь якобы спасала общество от разложения, а в случае Испании -
способствовала будто бы ее национальному сплочению и единству.
Научно объяснить существование ересей и преследовавшую их инквизицию
можно только исходя из марксистского понимания истории. Ключ к объяснению
этих явлений следует искать в классовой борьбе, раздиравшей феодальное
общество, и в том положении, которое занимала в нем католическая церковь,
окружавшая, по меткому выражению Ф. Энгельса, "феодальный строй ореолом
божественной благодати". К. Маркс и Ф. Энгельс первыми вскрыли социальную
подоплеку средневековых ересей. Ф. Энгельс показал, что "все выраженные в
общей форме нападки на феодализм и прежде всего нападки на церковь, все
революционные - социальные и политические - доктрины должны были по
преимуществу представлять из себя одновременно и богословские ереси".
В период разложения феодального строя "священные" трибуналы, как
отметил К. Маркс в отношении испанской инквизиции, становятся в руках
абсолютистской власти мощным инструментом подавления ее противников. С
начала XVI в. Испания и Португалия используют инквизицию в целях
колониального порабощения народов Америки и Азии, в период Возрождения
инквизиция ведет борьбу против гуманистического и рационалистического
мировоззрения; в XVIII в. она объявляет войну просветителям и
философам-материалистам, а в XIX в.- патриотам, выступающим за независимость
колоний, борцам за объединение Италии, за демократические реформы в Испании;
папская же конгрегация инквизиции выступает против зарождающегося рабочего
движения, социализма; предает анафеме революцию 1848 г. и Парижскую коммуну;
наконец в XX в. ее главный враг - коммунизм, Советский Союз, страны
социалистического лагеря.
Таким образом, инквизиция в течение своей многовековой истории служила
феодализму и абсолютизму, колониализму и капитализму. Если в средние века
деятельность инквизиции была связана с застенками, пытками, аутодафе, то в
новое и новейшее время, когда она была лишена ее палаческих функций,
инквизиция действует более утонченными методами, ее оружием становятся
анафемы, отлучения, Индекс запрещенных книг, куда заносились произведения
многих выдающихся прогрессивных ученых и мыслителей.
В. И. Ленин отметил, что "все и всякие угнетающие классы нуждаются для
охраны своего господства в двух социальных функциях: в функции палача и в
функции попа". Церковь через инквизицию совмещала в себе обе эти функции до
тех пор, пока буржуазия не лишила ее вместе с земельными угодьями функции
палача, оставив ей только обязанности попа.
Таковы вкратце исторические рамки существования инквизиции, жертвами
которой были средневековые еретики и вероотступники, личные враги пап и
церковных иерархов, население, насильственно обращенное в католичество,
|
|