Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Людвиг Фейербах - Сущность Религии (1845)
<<-[Весь Текст]
Страница: из 27
 <<-
 
устоту  собственной головы превращаешь с помощью  фантазии  в положительные
существа, в существа, которые  представляют собой имматериальные, то есть не
материальные,   не  естественные,  существа,  ибо   ты  не   знаешь  никаких
материальных,    никаких    естественных    причин.   Впрочем,    невежество
удовлетворяется имматериальными, бестелесными, не  природными существами, но
неизменная  спутница  невежества,  пышная  фантазия, всегда занятая высшими,
высочайшими  и сверхвысочайшими существами,  тотчас возводит эти  несчастные
создания невежества в ряд сверхматериальных, сверхъестественных существ.

24.

     Взгляд, будто сама природа, мир вообще, вселенная  имеет действительное
начало,  что,  следовательно, некогда  не  было  ни  природы,  ни  мира,  ни
вселенной, есть убогий взгляд, который только тогда убеждает человека, когда
его представление мира убого, ограниченно; это представление есть  фантазия,
бессмысленная  и  беспочвенная  фантазия,  будто  некогда   не  было  ничего
действительного,  ибо совокупность всей реальности, действительности и  есть
мир или  природа.  Все свойства или  определения  бога, превращающие  его  в
предметное, действительное  существо, представляют собой лишь отвлеченные от
природы,  природу  предполагающие,  природу  выражающие  свойства   -  такие
свойства, которые исчезают, как  только  кончается  природа.  Правда, у тебя
остается  сущность, совокупность таких  свойств,  как  бесконечность,  сила,
единство,  необходимость,  вечность,  даже  тогда, когда ты отвлекаешься  от
природы, когда ты отвергаешь  ее существование в  мыслях или воображении, то
есть  когда  ты закрываешь свои глаза, изгоняешь из  себя  все  определенные
чувственные образы естественных предметов, следовательно, представляешь себе
природу  не чувственной  (не  конкретной, по  выражению  философов). Но  эта
сущность, остающаяся за вычетом всех  чувственных свойств и явлений, есть не
что  иное,  как отвлеченная  сущность  природы, или  природа  в  абстракции,
природа в мыслях. И в этом отношении твое выведение природы или мира из бога
-  не  что  иное, как выведение чувственной  реальной сущности природы из ее
абстрактной, мыслимой сущности, существующей  только в представлении, только
в  мыслях;  это  выведение  кажется  тебе  разумным  потому,  что  ты всегда
предпосылаешь   абстрактное,    всеобщее   как   ближайшее   для   мышления,
следовательно,  более для  мысли  высокое  и раннее  единичному,  реальному,
конкретному; между тем в действительности наоборот:
     природа предшествует  богу, другими  словами,  конкретное  предшествует
абстрактному,  чувственное - мыслимому.  В действительности, где  все  течет
только естественным порядком, копия следует за оригиналом, образ - за вещью,
мысль - за  предметом, но в сверхъестественной,  причудливой  сфере теологии
оригинал следует за  копией,  вещь следует за  образом.  Блаженный  Августин
говорит:
     "Это удивительно, но это верно, что мы не могли бы знать этот мир, если
бы  он не существовал,  но он не  мог  бы существовать,  если бы  бог его не
знал".  Это как  раз  значит:  сначала  мы познаем,  мыслим  мир, а потом он
начинает  существовать  реально; да  он  существует  лишь  потому,  что  его
помыслили, бытие есть следствие знания или мышления, оригинал есть следствие
копии, сущность есть следствие образа.

25.

     Если  свести  вселенную,  или  мир, к  абстрактным  определениям,  если
превратить мир в метафизическую вещь, следовательно в простой предмет мысли,
и принять  этот абстрактный  мир за  действительный, то логически  неизбежно
мыслить  его  конечным.   Мир  нам  дан  не  мыслью,  во  всяком  случае  не
метафизической  и сверхприродной мыслью,  абстрагирующей от реального мира и
полагающей в этой абстракции свою подлинную высочайшую сущность;
     мир  нам дан жизнью,  созерцанием, чувствами.  Для  абстрактной, только
мыслящей сущности нет света, ибо у нее нет  глаз, нет теплоты, ибо у нее нет
чувств,  у нее вообще не существует никакого мира, ибо у нее нет органов для
его  восприятия, вообще для  нее ничего не  существует. Итак,  мир  нам  дан
только благодаря  тому, что мы  - не логические или метафизические сущности,
что мы - другие существа, что мы больше, чем простые логики и метафизики. Но
как раз этот  плюс представляется метафизику минусом, это отрицание мышления
представляется  абсолютным отрицанием.  Для  метафизики природа есть  только
нечто противоположное духу - "его другое". Это исключительно отрицательное и
абстрактное определение он превращает в положительную  сторону природы, в ее
сущность. Поэтому ему претит мыслить в качестве положительной сущности такой
предмет  или,  скорее,  небытие,  которое  сводится  к   простому  отрицанию
мышления,  которое есть  нечто  мыслимое,  но по природе своей  чувственное,
противоречащее мышлению, духу. Для мыслителя истинное существо есть мыслящая
сущность;  само собой понятно, что существо,  которое  не  является мыслящей
сущностью, не есть истинное,  вечное,  первоначальное  существо. Духу претит
помыслить нечто  чуждое  самому  себе;  он  в согласии с самим  собой,  он в
пределах своего бытия, когда он мыслит лишь самого себя (спекулятивная точка
зрения) или  во всяком случае  (теистическая точка зрения)  мыслит сущность,
выражающую  лишь сущность мышления. Такая сущность  дана лишь через мышление
и, стало быть, сама по себе есть только мыслимая, во всяком случае пассивная
сущность. Таким  образом, природа  превращается в  ничто. Тем  не менее, она
как-то существует, хотя она не может существовать и не должна  существовать.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 27
 <<-