Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Людвиг Фейербах - Сущность Религии (1845)
<<-[Весь Текст]
Страница: из 27
 <<-
 
е  точно и божественное существо  как  первоисточник существ  производных -
такое же существо, как  и последние, не отличающееся  от них  по  роду; гора
Альборди выделяется  среди  других  гор  тем, что  она  обладает  свойствами
последних  в  высочайшей  степени,  иными  словами,  в  степени,  доведенной
фантазией  до высшей точки, до неба, выше солнца, луны и звезд;  подобным же
образом и божественное первосущество отличается от всех других  существ тем,
что оно обладает всеми их свойствами  в наивысшей, безграничной, бесконечной
степени. Но ведь  изначальный поток воды не есть источник многообразных вод,
первобытная  гора  не  определяет  собой других различных гор, так  же точно
первосущество  не   есть   источник   многих  различных   существ.  Единство
неплодотворно,  плодотворен только дуализм, противоположность, различие. То,
что созидает горы, не только отлично от гор, но и само  по себе есть нечто в
высшей степени разнородное; подобным же образом  то, что образует воду, есть
совокупность веществ, отличных не  только  от воды, но и различающихся между
собой и даже противоположных друг другу. Подобно тому  как остроумие, шутка,
острота,   суждение   образуются   и   осуществляются    лишь   с    помощью
противоположностей, лишь в  результате конфликта, так и жизнь возникает лишь
благодаря  конфликту  разнообразных,  даже противоположных  веществ,  сил  и
сущностей.

21.

     "Разве  тот, кто создал  ухо,  не  слышит?  Разве  не  обладает зрением
создавший глаз?"  Это  библейское  или  теистическое  выведение  наделенного
слухом и  зрением существа из существа, видящего  и слышащего, или, на нашем
современном  философском языке, выведение духовного, субъективного  существа
из  подобного  ему  духовного,  субъективного  существа покоится  на  тех же
основах,  равносильно  библейскому объяснению дождя  из  небесных скопленных
поверх  всяких облаков водяных масс,  равносильно взгляду  персов  на первую
гору  Альборди, породившую все другие горы, равносильно  объяснению  греков,
что все источники и реки вытекают из одного океана. Вода  - из воды, но воды
бесконечно обильной,  всеохватывающей, гора  - от  горы,  но горы безмерной,
всеохватывающей. Так же точно:
     дух - от духа, жизнь - от жизни, глаз - от  глаза, но от глаза, жизни и
духа бесконечных, всеохватывающих.

22.

     На вопрос, откуда родятся дети, нашим детям дают "объяснение", будто их
кормилица достает из колодца,  в котором дети  плавают наподобие рыб. Таково
же теологическое объяснение возникновения органических,  вообще естественных
существ.  Бог  есть  глубокий  или прекрасный колодец  фантазии,  в  котором
заключены все реальности,  все совершенства,  все силы, где,  следовательно,
все вещи плавают  в готовом виде,  подобно  рыбам; теология  есть кормилица,
извлекающая вещи из этого колодца, но  главное лицо - природа, мать, в муках
рождающая ребенка, которого она носит под своим сердцем в продолжение девяти
месяцев, - совсем не  принимается во  внимание  при этом  объяснении, бывшем
некогда  младенческим,   ныне  ставшим  ребячливым.  Во  всяком  случае  это
объяснение красивее, уютнее, легче,  удобопонятнее и убедительнее для божьих
детей,  нежели  объяснение  естественное, которое только  постепенно,  через
бесчисленное количество препятствий пробивается из мрака на  свет. Но ведь и
тот  способ,  каким  наши  благочестивые  отцы  объясняли град, падеж скота,
засуху и грозу действиями магов, волшебников и  ведьм, гораздо  "поэтичнее",
легче и убедительнее  еще и теперь для необразованных людей, чем  объяснение
этих явлений из естественных причин.

23.

     "Возникновение жизни необъяснимо и непонятно";
     пусть будет так;  но  эта непонятность  не  дает  тебе  права  для  тех
суеверных  выводов,  которые  теология  извлекает  из пробелов человеческого
знания;  она  не оправдывает  твоих  попыток  выйти  за пределы естественных
причин, ибо ты можешь  только сказать: я не могу объяснить жизнь из этих мне
известных  естественных явлений  и  причин  или  из них, каковыми я их  знал
доныне;  но  ты  не   имеешь   права  сказать:  жизнь  принципиально  вообще
необъяснима из  природы  -  ведь  ты  не  имеешь  основания  считать, что ты
исчерпал  океан  природы до последней капли; ты  не имеешь  права допущением
воображаемых существ объяснять необъяснимое; ты не имеешь права объяснением,
не дающим  никакого объяснения,  обманывать и вводить в  заблуждение себя  и
других;  ты  не имеешь права свое  незнание естественных материальных причин
превращать  в  небытие  таких  причин;  ты  не  имеешь  права  обожествлять,
персонифицировать, объективировать свое невежество в такое существо, которое
должно преодолеть это невежество, но которое на самом  деле  только выражает
сущность твоего невежества, отсутствие положительных, материальных основ для
объяснения.   Ведь   это   нематериальное,   нетелесное   или   бестелесное,
внеприродное, внемировое существо, посредством которого  ты  объясняешь себе
жизнь,  не есть  ли точное  выражение отсутствия  в  твоем уме материальных,
телесных,  естественных,  космических причин?  Но  вместо того,  чтобы  быть
честным и скромным и  сказать прямо: я не знаю причины, я не могу объяснить,
у меня нет данных, нет материалов, - ты  этот недостаток, это отрицание, эту
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 27
 <<-