Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Людвиг Фейербах - Сущность Религии (1845)
<<-[Весь Текст]
Страница: из 27
 <<-
 
2.

     Бога  как  творца  природы  мы себе представляем  в  виде  существа, от
природы  отличного,  но  то,  что охватывает  и выражает  это существо,  его
действительное содержание, есть только  природа. "По плодам  их узнаете их",
-читаем мы в Библии; также. Павел  выразительно  указывает нам на вселенную,
как на то творение, из которого  следует постигнуть бытие  и существо божие,
ибо то, что сотворено кем-нибудь, содержит его сущность, показывает нам, кто
он и что он может.  Поэтому то, что мы  имеем в природе,  мы  имеем  в боге,
взятом  в  смысле  творца, или  причины  природы,  - следовательно,  это  не
моральное, не духовное, но только естественное,  физическое существо. Чистым
культом  природы  оказался бы  такой культ, который опирается на бога только
как  творца природы,  не связывая  с ним никаких определений, почерпнутых из
человека,  и вместе  с  тем  не  представляя  его в  виде политического  или
нравственного, то есть человеческого законодателя. Правда, творцу природы мы
приписываем ум и волю; но то, чего хочет эта воля, то, что  мыслит этот  ум,
есть  как  раз то,  для чего  не нужно ни воли, ни ума, для чего  достаточны
обыкновенные механические,  физические, химические,  растительные,  животные
силы и импульсы.

13.

     Образование  ребенка во  чреве матери,  биение  сердца,  пищеварение  и
другие органические функции не являются  действиями ума и воли, так же точно
природа вообще не есть действие духовной сущности, то  есть наделенной волей
или  мыслью.  Если  с  самого  начала  природа  есть  духовный   продукт  и,
следовательно,  есть проявление  духа, то и  наличные  явления природы  суть
духовные действия, явления духа. Кто говорит А, тот должен сказать Б;
     сверхъестественное   начало   неизбежно   требует   сверхъестественного
продолжения. Ведь только там человек считает волю и ум причиной природы, где
действие, стоящее ниже воли  и рассудка, господствует над человеческим умом,
где он все объясняет только из  себя,  только человеческими мотивами, где он
ничего  не понимает и  не  знает  об естественных причинах, где он поэтому и
отдельные наличные явления природы выводит из бога или из подчиненных духов,
-  так он, например,  объясняет непонятные движения  звезд. Но  если  теперь
опора земли и созвездий не сводится к всемогущему слову божию, если источник
их движения не  духовный или  ангельский, а  механический,  то  неизбежно  и
причина, а именно первопричина  этого движения, оказывается механической или
вообще  естественной.  Выводить  природу из  воли  и ума, вообще из  духа, -
значит  путать все  счета,  это  значит не знающей мужа деве  давать  родить
спасителя только духом святым, это значит превращать воду в вино, это значит
словами заклинать бури,  это значит словами двигать горы, это значит словами
делать  слепых  зрячими. Как  это  беспомощно, мелко  отвергать  подчиненные
причины,  вторичные  причины, суеверия,  -  чудеса,  дьявола  и  духов,- как
основание  для  объяснения  естественных  явлений, а первопричину всяческого
суеверия оставлять неприкосновенной.

14.

     Многие отцы церкви утверждали, что сын божий не есть действие  воли, но
сущности,  природы  бога,  что естественный  продукт  предшествует  волевому
действию  и  поэтому  акт  рождения  как  сущностный  или  естественный  акт
предшествует  акту творения как акту  воли. Так  заявила свои  права  истина
природы  даже  в  пределах сверхъестественного  бога,  хотя  это  и  было  в
величайшем противоречии с его сущностью и волей. Акт рождения предваряет акт
воли,   деятельность    природы   первоначалънее    деятельности   сознания,
деятельности воли. Совершенно верно. Сначала должна быть природа, прежде чем
появится то, что от природы отличается, что противопоставляет  себе  природу
как предмет  хотения или мысли. Идти от отсутствия мысли  к уму -  это  путь
житейской мудрости, идти  же  от ума к отсутствию  ума  - это прямой путь  в
сумасшедший  дом  теологии. Не  давать  духу  опоры в природе  и,  наоборот,
сводить природу к  духу -  это значит не голову ставить над  брюхом, а брюхо
над  головой. Высшее предполагает низшее,  а  не  последнее  - первое по той
простой причине, что высшее должно иметь нечто под собой, чтобы стоять выше.
Логически возможно, что низшее предполагает высшее, но это никогда не бывает
реально-генетически. И,  чем  выше, чем значительнее  существо,  тем  больше
условий  оно  предполагает.  Поэтому  не  первое  существо,  но  позднейшее,
последнее, самое зависимое, самое нуждающееся и самое  сложное существо есть
существо величайшее, так же как и в истории земли самыми тяжелыми и плотными
оказываются  не   древнейшие,  первые  породы,  сланцевые  и  гранитные,  но
позднейшие,  новейшие,   базальты   и  плотные   лавы.   Существо,  которому
принадлежит честь  ничего  не предполагать для себя,  обладает  также честью
быть  ничем.  Но  надо признаться, христиане  владеют  искусством делать  из
ничего нечто.

15.

     Все вещи происходят и  зависят от бога, так говорят  христиане согласно
своей  блаженной вере, но,  добавляют они тотчас согласно  своему безбожному
уму,  это  происходит   только   опосредствованным   путем:  бог  есть  лишь
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 27
 <<-