Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Людвиг Фейербах - Сущность Религии (1845)
<<-[Весь Текст]
Страница: из 27
 <<-
 
ервопричина, после  него выступает  на сцену  необозримая толпа подчиненных
богов,  полчища  посредствующих  причин.  Но  так  называемые посредствующие
причины - единственно действительные и действенные, единственно предметные и
осязательные  причины.  Бог,  который  больше  не  побивает  людей  стрелами
Аполлона, который больше не  потрясает душ молнией и громом Юпитера, который
кометами  и  другими  огненными  явлениями  не  разжигает   больше  ада  для
закоренелых грешников, который высочайшей  "всемогущей" рукой не притягивает
железа  к магниту,  не  вызывает отливов  и приливов и не защищает  суши  от
своевольных вод, всегда грозящих новым потопом, - словом, бог,  изгнанный из
царства  опосредствующих  причин, есть  только причина по имени, безвредное,
очень  скромное,  мысленное  существо,  -  простая гипотеза  для  разрешения
теоретической  трудности,  для   объяснения   первоначального  возникновения
природы, или, вернее, органической жизни. В самом  деле, допущение существа,
отличного  от  природы,  для  ее  объяснения опирается,  по крайней  мере  в
последней инстанции,  только на необъяснимость возникновения органической, в
особенности человеческой,  жизни  из природы,  - впрочем, эта необъяснимость
лишь   относительная,   субъективная;  при   этом   теист  превращает   свою
неспособность объяснить жизнь из  природы  в  неспособность природы породить
жизнь  из себя  самой;  таким образом,  он превращает границы своего  ума  в
пределы природы.

16.

     Творчество и сохранение неразрывно друг с другом связаны. Поэтому  если
нашим творцом является существо, отличное от природы,-бог,  то он  также наш
хранитель;
     таким  образом,  нас  охраняет не сила воздуха, тепла, воды, хлеба,  но
божественная сила.  "В нем  мы живем,  движемся и есмы".  Лютер говорит: "Не
хлеб,  а  слово  божие  естественно питает и наше тело,  как оно созидает  и
сохраняет все вещи; ("Евреям" 1)". "Поскольку хлеб существует, то им а через
него он (бог) насыщает, так чтобы мы не видели и не  думали, что  это делает
хлеб;  а где хлеба нет,  там  он питает без хлеба, только  словом,  как он в
других случаях это делает под видом хлеба".  "Итак,  все  твари  - личины  и
маски бога, он им предоставляет  действовать вместе с ним и помогает  делать
то, что он, впрочем, мог бы делать, да и делает, без их содействия". Если же
нашей хранительницей оказывается не природа, а бог, то природа - просто игра
в  прятки  божества  и,  следовательно,  лишняя,  мнимая  сущность,  как  и,
наоборот, бог есть лишнее,  мнимое  существо, если  мы  хранимы природой. Но
очевидно  и  бесспорно,  что   мы  обязаны  своим  сохранением  лишь  особым
действиям, свойствам и силам естественных существ; поэтому в конце концов мы
не только имеем право заключить, что мы своим существованием обязаны  только
природе,  но мы даже принуждены признать это. Мы живем среди природы,  - так
неужели  наше  начало, наше  происхождение находится вне природы? Мы живем в
природе, с природой, на счет природы, - так  неужели мы произошли не от нее?
Какое противоречие!

17.

     Земля не всегда  была  такой, какова она в настоящее время; скорее  она
достигла  своего  теперешнего  состояния  в  результате  развития   и   ряда
революций. Теперь мы благодаря геологии знаем, что на разнообразных ступенях
развития существовали различные растения и  животные, которых уже нет теперь
или которые  перестали  существовать  в  один  из  предшествующих  периодов.
Впрочем, я  не могу согласиться  со взглядом,  будто органическая  жизнь шла
путем строгой  постепенности,  что в определенное время  существовали только
улитки, моллюски и  другие низшие  формы, только рыбы, только амфибии.  Этот
взгляд  приложим  лишь  к  периоду   серо-вакковой  формации,  если   только
подтвердилось  открытие костей  и зубов сухопутных  млекопитающих  в  период
каменноугольной   формации.  Так,   теперь  больше  нет  ни  трилобитов,  ни
энкрипитов, ни аммонитов, ни  птеродактилей, нет ихтиозавров,  плезиозавров,
нет мегатериев  и динотериев  и т.  д. Почему же?  Очевидно, потому, что нет
соответствующих условий для их существования. Если же жизнь кончается вместе
с исчезновением  необходимых  условий,  то и начало  этой  жизни совпадает с
возникновением  этих условий.  Даже и  теперь, когда растения и животные, во
всяком  случае,  несомненно,  высшие,  возникают  лишь  путем  органического
зарождения,  мы видим,  что,  как  только даны их особые жизненные  условия,
удивительным,  еще  необъяснимым путем  немедленно  в необозримом количество
появляются также эти растения и животные. Поэтому, естественно,  нельзя себе
представить возникновение органической жизни как изолированный акт, как акт,
следующий за появлением необходимых для жизни условий, это  скорее всего тот
акт,  тот момент, когда  температура, воздух,  вода, вообще  земля приобрели
соответствующие свойства,  когда  кислород,  водород, углерод, азот вошли  в
такие соединения, которые вызвали существование органической жизни;
     этот  момент  вместе  с  тем  был моментом,  когда  указанные  вещества
соединились  для  образования  органических   тел.   Поэтому   если  в  силу
собственной природы с течением времени земля дошла до той ступени развития и
культуры, когда  она  приняла, так  сказать, человеческий вид, то  есть вид,
совместимый   с   существованием   человека,  соответствующий  человеческому
существу, то она оказалась в состоянии собственными силами вызвать появление
человека.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 27
 <<-