Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: История религий и Религиоведение :: Людвиг Фейербах - Сущность Религии (1845)
<<-[Весь Текст]
Страница: из 27
 <<-
 
амим существом данного животного. Поэтому, если ты  без предположения  ума,
действующего за  животных, не  можешь себе объяснить деятельность и  функции
животных, а именно низших животных,  одаренных так называемым художественным
инстинктом,  то это происходит в связи с твоим предположением, будто предмет
их деятельности есть такой  же предмет,  какими  оказываются предметы твоего
сознания и  ума. Если  ты себе  представляешь продукты деятельности животных
как художественные  продукты, как результат произвола, то, разумеется,  тебе
естественно  предположить и ум как их причину, - ведь произведение искусства
предполагает  выбор, цель,  ум, а,  следовательно, поскольку тебя опять-таки
опыт  учит,  что  сами животные не  мыслят, ты  заставляешь другое  существо
мыслить  за них. Вообще  во всех  умозаключениях  от  природы к  бытию бога,
посылка, предпосылка  - человеческого  происхождения;  неудивительно, что  в
результате  получается  человеческое  или  человекообразное  существо.  Если
вселенная  -  машина,  то,  естественно,  должен быть  и механик.  Поскольку
естественные существа  так же  друг  к  другу равнодушны,  как  человеческие
индивидуумы,  которых,  например,   может  объединить  и   использовать  для
какой-нибудь произвольной государственной цели, например для военной службы,
лишь  высшая власть,  постольку,  разумеется,  должен  существовать  регент,
властитель,  главнокомандующий природы, "капитан облаков",  если  природа не
захочет раствориться в  "анархии". Так, первоначально человек бессознательно
превращает природу в человеческое  творение,  иными словами, превращает свою
сущность  в  суть  природы;  поскольку же  он  после этого или  одновременно
замечает   различие    между   произведениями   природы   и   произведениями
человеческого искусства, то эта его собственная сущность кажется  ему чем-то
другим,  но  аналогичным, сходным.  Поэтому смысл всех  доказательств  бытия
божия лишь логический  или, скорее, антропологический,  поколику и поелику и
логические формы - формы человеческого существа.
     "Можете ли вы дать  совет пауку, как протянуть  нити от одного дерева к
другому, от одного конька крыши до другого, от одной высоты  по эту  сторону
реки к другой - по ту  сторону? "Ни в какой мере; но  думаешь ли ты, что тут
нужен совет, что паук находится в том же положении, в каком бы оказался  ты,
если бы тебе  пришлось головным  путем решать эту задачу, что для него,  как
для  тебя,  существует "по  ту сторону"  и  "по эту сторону?" Между пауком и
предметом,  к  которому  он прикрепляет нити своей паутины,  такая же тесная
связь, как между твоими костями и мускулами; ведь внешний предмет  для паука
есть не что  иное,  как опорная точка нити его жизни, опора  для его  орудия
ловли. Паук не видит того, что видишь ты;
     все разделения, отличия,  расстояния для него совсем не существуют,  во
всяком случае не  существуют так, как  они даны оку  твоего разума. Что  для
тебя  является  неразрешимой теоретической  проблемой,  то  делает паук,  не
применяя  никакого ума и, следовательно,  без всех  тех затруднений, которые
существуют  только для  твоего ума. "Кто поведал травяным вшам,  что  они  в
большем  изобилии  найдут на ветке осенью  себе пропитание  в почке,  чем  в
листе? Кто им показал путь к почке, к ветке? Для травяной вши, родившейся на
листе,  почка не только отдаленная,  но совершенно  неизвестная  область.  Я
молюсь  творцу травяной  вши и червеца и умолкаю". Конечно,  тебе приходится
замолчать,  если  ты  превращаешь травяную вошь  и  червеца в  проповедников
теизма, если  ты им  подсовываешь  свои собственные  мысли,  ибо только  для
человекообразной травяной вши  почка - отдаленная и неизвестная область,  но
не для вши самой по себе; для нее лист существует не как лист и почка не как
почка, но как усвояемое, как бы сродное ему химически вещество.
     Поэтому только отражение твоего собственного глаза, заставляющее тебя в
природе усматривать творчество всевидящего глаза, понуждает тебя выводить из
головы мыслящего существа те нити, которые  паук извлекает из своего заднего
прохода. Для  тебя природа только представление,  только  зрелище, ласкающее
твой взор; поэтому ты веришь, ты думаешь, что то, чем восхищается твой глаз,
движет и управляет также  природой;  небесный свет, в  котором тебе является
природа, ты превращаешь в небесное существо, ее создавшее, зрительный луч ты
превращаешь в рычаг природы, зрительный нерв -  в двигательный нерв мирового
целого.  Выводить природу  из мудрого  творца  -  значит родить  детей одним
взглядом, значит  утолять голод аппетитным запахом пищи, значит благозвучием
тонов  двигать  скалами.  Если гренландец  думает,  что  акула происходит из
человеческой мочи, потому что для человеческого  обоняния  она пахнет мочой,
то  такая  зоологическая гипотеза так  же основательна,  как космологическая
гипотеза  теиста,  выводящего  природу  из  ума  по  той  причине,  что  она
производит   на   человеческий   ум    впечатление   чего-то   разумного   и
целесообразного.  Разумеется,  явления  природы  представляются  нам  чем-то
разумным, но причина этих явлений так же  мало есть разум, как причина света
есть свет.

48.

     Почему в природе  имеются уроды? Потому что у нее результат развития не
дан вперед в виде цели. Почему имеются так называемые кошачьи головы? Потому
что при образовании мозга природа не  думает  о черепе,  не знает,  что  для
покрытия  его ей недостает костного вещества.  Почему имеются лишние  члены?
Потому  что  природа  не  считает. Почему слева  оказывается  то, чему место
справа,  или  справа  - чему место слева? Потому  что  природа не знает, что
справа, что слева. Ссылки на  уродства весьма  обычны,  они выдвигались  уже
старыми атеистами и  даже теми теистами, которые  освобождали природу из-под
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 27
 <<-