|
ется,
думает неправильно. Конечно, может, и я ошибаюсь, но я же не должен ошибаться!
Тот, кто стоит на вершине пирамиды, считает, что он всегда прав. А
соответственно, всякий, кто думает по-другому, ошибается. А поэтому и надо
заставить его думать правильно. Это все издержки рационализма. Вот почему народ
слушался мудрецов, считая, что все, что говорят мудрецы, каждый должен
принимать. А если кто-то думает иначе, то он ошибается.
5.4. Характеристика Бога рационалистами. Итак, рационализм считает мышление
объективным, как логика, а логика – это нечто, от человека не зависящее, как бы
абстрактно правильное. Поэтому рационалисты пришли к мнению, что Бог – это
чистый разум, как бы абсолютный разум. Ведь разум – это есть высшая вещь,
высшая точка в человеке, а Бог – это высшее, значит, Бог должен быть абсолютным
разумом. Во-первых, я могу сказать, что разум всеобщий, и что разум – как бы
однозначно правильное то или иное рассуждение. А во-вторых, человек будет
считать, что он своим разумом находится к Богу ближе, чем любой другой своей
частью. Т.е. человеческий разум ближе к Богу, чем, например, его эмоции или
действия. Т.е. главный способ приближения к Богу – это правильно думать.
И это безусловная, совершенно обязательная идея религиозного рационализма. Как
можно стать ближе к Богу? Если Бог – это чистое рассуждение, чистый разум,
наиболее правильная логика, то чем правильнее ты думаешь, тем ты ближе к Богу.
И вот эта схема, что своим разумом мы к Богу ближе, достигается именно такой
картинкой: когда мир от Бога отдельно, и мир к Богу приближается. 3начит,
что-то приближается к чему-то, отдельному от него, как бы нос ближе, чем корма.
Я не говорю, что любая симпатия к рационализму – это симпатия к тоталитаризму.
совсем не так много последовательных рационалистов. Я имею в виду, что
последовательно проведенный рационализм приведет к тоталитаризму. Не всякий
рационалист тоталитарен, не так много последовательных рационалистов. Но вообще
он к этому вполне может привести.
Итак, схема того, что человек своим разумом ближе к Богу чем своими эмоциями
или действиями, – это схема рационалистов, и поэтому у них Бог – чистый разум,
а мир как бы к Богу приближается, "нос ближе, чем корма". У мистика все обстоит
иначе.
5.5. Мистики. Что такое мистика? Существует такое ее определение. Мистика – это
ощущение структурного единства мира на всех уровнях. Это ее как бы самая основа,
самый корень. Т.е. ощущение, что микрокосмос подобен макрокосмосу во всем. В
каждой капле океана отражается весь океан. В каждой частичке Вселенной отражена
вся Вселенная. Это ощущение и есть основа мистики. Оно, с одной стороны, может
приводить к разным глупостям типа, например, гадания на кофейной гуще или на
картах. Почему возникло гадание на кофейной гуще? Потому что кофейная гуща
повторяет весь космос, а значит, линии на кофейной гуще повторяют нашу судьбу в
космосе. Или на колоде карт. Точно так же колода карт как бы копия космоса,
микрокосмоса, и в ней, соответственно, заключена наша судьба.
Если бы в средневековье существовали голограммы, то мистики сказали бы: "Вот,
пожалуйста, натуральный пример!" (что такое голограмма, все, наверное, знают:
если голографическое изображение разбить, то в каждом кусочке стекла будет,
правда менее четко, вся картина.) Или, например, замечательным доказательством
правильности своей позиции мистики восприняли бы, например, открытие ДHK: в
каждой клетке человека записан весь человек. Там нет маленького человечка, но
по структуре каждая клетка ДHK подобна человеку на самом деле, весь человек в
ней как бы зафиксирован в каком-то коде. Т.е. это ощущение, что в каждой клетке
отражается все целое, – это и есть фундаментальное ощущение мистика. Мистик мог
быть религиозным или нерелигиозным, но это оставалось его фундаментальным
мироосознанием.
И поэтому естественно, что религиозная мистика – это мистика структурного
подобия между человеком и Божественностью. Раз мир весь структурно подобен,
верхние миры подобны нижним, а значит, Божественные миры подобны человеку. Это
фундаментальное ощущение религиозного мистика. В отличие от рационалиста, для
которого главным является то, что Бог и мир – как бы независимо существующие
реалии, что мир обладает великим существованием и движется к Богу (это
необходимо рационалисту, для того чтобы разум был высшей частью человека), у
мистика наличествует совершенно другое ощущение – Божественной эманации, т.е.
как бы постепенного распространения Божественности вниз со структурным подобием
на всех уровнях, на которых лежит мир, на Божественной эманации.
6. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ МИРОМ РАЦИОНАЛИСТА И МИРОМ МИСТИКА
6.1. Сотворение и эманация. У рационалистов главным термином будет сотворение,
а у мистиков – эманация. В чем разница между этими понятиями? Сотворение – это
создание чего-то другого, нежели исходное. Бог сотворил мир, и поэтому мир –
это не то, что Бог. Между миром и Богом пролегает пропасть, идея Творения, т.е.
"Бара" ивритское. Сотворение в качестве своей основы подразумевает "инакость",
если можно так сказать, "тварного" мира по отношению к миру Божественному, а
эманация предполагает "вытягивание из себя". Т.е. протяженность самой
Божественности с постепенным уменьшением уровня Божественности вплоть до мира.
В процессе
|
|