|
ествует много цитат у евреев из христиан или из
мусульман, конечно, больше из мусульман, и очень много также цитат христиан из
евреев. Например, Фома Аквинский часто цитирует Маймонида. Многие вещи читались,
цитировались, обсуждались, было единое пространство. Поэтому в средневековой
Европе существуют единые религиозно-философские системы, одни и те же у евреев,
христиан и мусульман, и вот этот средневековый еврейский рационализм и
аналогично средневековая еврейская мистика были направлениями не
внутри-еврейскими, а внутри-европейскими, совершенно идентичными у евреев,
христиан и мусульман. Критика у евреев и у христиан имела свою специфику, но в
целом они были совершенно однородными.
3амечательным доказательством этого служит такой факт. В христианской
литературе, в церковной традиции сохранилась книга под названием "Путь жизни",
которая была написана на латыни и приписывалась некоему монаху, то ли
христианину, то ли мусульманину, по имени Абу-Циброн. Эта книга была вполне
известной, некие религиозные рассуждения переписывались, пока в 19 в. не
выяснилось, что Абу-Циброн – это Ибн-Гвироль. До 19 в. христиане читали эту
книгу, не видя и не понимая, что она еврейская. Потому что там не было ни одной
чисто еврейской вещи. Никаких рассуждений о заповедях, только рассуждения о
религии. Они были настолько близки между евреями, христианами и мусульманами,
что в течение столетий христиане могли считать книгу, написанную Ибн-Гвиролем,
книгой или христианской, или мусульманской. Христиане не нашли в этой книге
ничего еврейского, она была посвящена религиозной философии, в которой вообще
по сути не было ничего специфически еврейского, она была как бы общей для
христиан, евреев и мусульман, а многие вещи едины для всех трех религий.
5.2. Анализ рационализма и мистики. Итак, в религиозной философии позднего
средневековья было два направления – рационализм и мистика. Для того чтобы
объяснить их более понятно, я добавлю к ним еще два течения, которые были не
средневековыми, а возникли несколько позже, мы их поместим за скобками, и у нас,
таким образом, будет четыре течения: крайний рационализм, крайняя мистика и
два как бы нормальных. Эти четыре течения называются так: деизм, теизм,
панэнтеизм, пантеизм. Эти четыре течения мы сейчас опишем, для того чтобы
понять общую структуру, а потом подробно рассмотрим рационализм и мистику.
Итак, у нас здесь есть: деизм, теизм, панэнтеизм и пантеизм. Все это разные
вещи. В средневековье рационалистов называли аристотеликами, а мистиков
называли неоплатониками. Точнее, их так называли исследователи. Эти слова –
синонимы, аристотелики и неоплатоники – это средневековые рационалисты и
мистики. И крайне левым из еврейских персонажей является здесь Рамбам, самый
правый здесь – Рамбан. А на пространстве от Рамбама до Рамбана, соответственно,
в разных комбинациях, существуют разные еврейские, христианские и мусульманские
авторитеты.
Чем эти четыре вещи отличаются? Поскольку философия, как мы сказали, – это
рефлексия на переживания жизни, а религиозная философия – это рефлексия на
религиозное переживание, то главным вопросом религиозной философии должен быть
вопрос о взаимоотношениях Бога и человека. Если переживание Бога является сутью
религиозного переживания, то сутью религиозной философии будут взаимоотношения
Бога и человека, описываемые как бы структурно. Ни ТаНаХ, ни Талмуд, конечно,
не описывают взаимоотношения Бога и человека в смысле структуры. 3десь даже нет
для этого специфического языка. Их отношения описаны только изнутри, а не
снаружи. Их описание снаружи – задача философии.
5.3. Особенности мироощущения рационалистов. То, что я вам сейчас расскажу,
сначала может показаться чем-то совершенно абстрактным, непонятным, совершенно
далеким от жизни. Но потом я покажу, что на самом деле это совершенно недалеко
от жизни, наоборот, от того, какую позицию мы займем, очень сильно зависит наше
мироощущение.
Итак, главное ощущение теизма (рационалистической философии) в том, что есть
Бог, есть мир, и мир существует отдельно от Бога. Мир – это некая совершенно
независимая, существующая вещь, некоторая реальность. Бог мир создал, Бог миром
управляет, а мир к Богу движется. Это ощущение рационалистов. Для него
совершенно необходимо ощущение самостоятельности мира.
Теперь немного отвлечемся и вспомним о том, что такое рационализм. Рационализм
– это представление о том, что рассуждениями и умом до всего можно дойти, что в
человеке главное – это рассудок, главное – это рассуждение. Это как бы высшая
вещь в человеке. Кроме того, рассудок у всех людей одинаковый: ведь если до
всего можно дойти правильным рассуждением, то это правильное рассуждение только
одно. Если кто-то с кем-то не совпадает, то, значит, один из них ошибается.
Иными словами, от рационализма прямая дорога к тоталитаризму. Потому что если
главное в человеке – это логическое рассуждение, то правильное рассуждение
может быть только одно, как теорема – или правильна, или неправильна, или ее
можно доказать, или нельзя. Следовательно, если один считает, что эта теорема
правильна, а другой считает, что она неправильна, то один из двоих ошибается.
Не могут быть оба правы.
Таким образом, рационализм требует одинаковости в мышлении. Это его
фундаментальная вещь. Он обязательно конечно, последовательно, – но приведет к
тоталитаризму. Потому что я уверен, тот, кто думает не так, как я, ошиб
|
|