|
нный страх.] не мог ни есть
ни спать: опасался, что небо обрушится, земля развалится и ему негде будет жить.
Опасения эти опечалили другого человека, который отправился к нему и стал
объяснять:
— Зачем опасаешься, что обрушится небо? Ведь небо — скопление воздуха [60.
Материалистическое понимание неба, как и общего строения мира, ясно выраженное
Лецзы, не позволяет думать, что он верич в миф о починке небосвода Нюйва.
Поэтому критика данного мифа у Ван Чуна («Лунь хэн», — VII, 105), развивавшего
учение Лецзы о ци, направлена не против Лецзы.], нет места без воздуха. Ты
зеваешь, дышишь и действуешь все дни в этом небе.
— [Если] небо действительно скопление воздуха, то разве не должны упасть солнце,
луна, планеты и звезды? — спросил цисец.
— Солнце, луна, планеты и звезды — это [та часть] скопления воздуха, которая
блестит. Пускай бы даже упали, никому бы не причинили вреда.
— А если земля
развалится?
— Зачем опасаться, что земля развалится? Ведь земля — это скопление твердого
[тела], которое заполняет [все] четыре пустоты. Нет места без твердого [тела].
Ты стоишь, ходишь и все дни действуешь на земле.
Успокоенный цисец очень обрадовался, а объяснявший ему, также успокоенный,
очень обрадовался.
Услышал об этом учитель Высокий Тростник [61. Высокий Тростник (Чан Луцзы), как
и Подобный Лесу, — персонаж с прозвищем в даосском стиле (настолько познал
природу, что стал ей подобен). О нем см. также Сыма Цянь (Исторические записки,
цз. 74, т. I, стр. 813). Его объяснения носят атеистический характер, ибо небу,
горам, рекам тогда приносились жертвы, а радуга н другие явления считались
знамениями небес. Высказывается также одна из догадок даосов о множественности
миров, которая встречается и в дальнейшем (как догадка о макро- и микрокосме).],
усмехнулся и
сказал:
— Радуга простая и двойная, облака и туман, ветер и дождь, времена года — эти
скопления воздуха образуют небо. Горы и холмы, реки и моря, металлы и камни,
огонь и дерево — эти скопления формы [тел] образуют землю. Разве познавший, что
[небо] — скопление воздуха, познавший, что [земля] — скопление твердых [тел],
скажет, что [они] не разрушатся? Ведь в пространстве небо и земля — вещи очень
мелкие, [хотя] самое крупное в них <в небе и земле> бесконечно, неисчерпаемо.
Это очевидно. Трудно [их] измерить, трудно изучить. Это очевидно. Опасность их
разрушения [относится] действительно к слишком далекому будущему, но слова о
том, что они [никогда] не разрушатся, также неверны. Поскольку небо и земля не
могут не разрушиться, [они обязательно] разрушатся. Разве не будет опасности,
когда придет время их
разрушения?
Услышал об этом учитель Лецзы, усмехнулся и
сказал:
— Говорящие, что небо и земля разрушатся, ошибаются; говорящие, что небо и
земля не разрушатся, также ошибаются. Разрушатся или нет, я не могу знать. Хотя
одни [утверждают] первое, а другие — второе, но ведь живые не знают, что такое
мертвые, а мертвые не знают, что такое живые; приходящие не знают ушедших, а
ушедшие — приходящих. Что нам тревожиться, разрушатся [небо и земля] или
нет!
Ограждающий [62. Ограждающий (Шунь) — мифический правитель Китая, позже
обожествлявшийся конфуцианской религией. 2285-2258 гг. — традиционные даты его
соправления с Высочайшим (Яо), до 2208 г. до н.э. он правил самостоятельно.]
спросил своих
помощников:
— Могу ли обрести путь и им
владеть?
— Собственным телом не владеешь [63. Фрагмент, повторенный почти дословно в
«Чжуанцзы», <248>, отражает даосское отрицание любой собственности, включая и
верховную, царскую, а также власть отца над сыном, т.е. одного из основных
тезисов конфуцианства.], как же можешь обрести путь и им владеть! — ответили
ему.
— Если я не владею собственным телом, [то] кто им
владеет?
— Это скопление формы во вселенной. Жизнью [своей] ты не владеешь, ибо она —
соединение [частей] неба и земли. Своими свойствами и жизнью ты не владеешь,
ибо это случайное скопление во вселенной; своими сыновьями и внуками ты не
владеешь, ибо они — скопление сброшенной [как у змеи] кожи во вселенной.
Поэтому [ты] идешь, не зная куда, стоишь, не зная на чем, ешь, не зная почему.
Во вселенной сильнее всего воздух и [сила] тепла. Как же можешь [ты] обрести их
и ими
владеть?
В царстве Ци [64. Царство Ци — одно из древнекитайских царств, находило
|
|