|
традицией, он служил объектом критики
даосов <(см. прим. 20, а также «Чжуанцзы», стр. 292-293)>.] и Конфуцию. Все
порочное в Поднебесной приписывают Разрывающему на Части и Бесчеловечному.
Ограждающий же, когда пахал землю на юге от Реки, занимался гончарным делом на
Болоте Грома, не давал отдыха своим рукам и ногам даже на время, не насыщал
яствами ни [своих] уст, ни желудка. [Он] прожил тридцать лет, не любимый ни
отцом, ни матерью, не дружный ни с младшими братьями, ни с сестрами; женился,
не объявив [родителям]. Когда принял трон, уступленный Высочайшим, лет [ему]
было много, разумом [он] ослабел и, так как Шан Цзюнь [18. Шан Цзюнь — сын
Ограждающего (Шуня).] был бесталанным, уступил трон Молодому Дракону, скорбя и
печалясь до самой смерти. Он — самый злосчастный, какой только был на
земле!
Кит [19. Кит (Гунь) — (миф.) герой-богоборец. Чтобы возвести дамбы на пути
потопа, он украл у богов «саморастущую землю»; изгнанный Ограждающим, он три
года лежал на горе, пока сам не родил сына — Молодого Дракона, будущего
покорителя стихии. Кит же превратился в медведя (вар. — черепаху).] покорял
воду и землю, трудился много, но безуспешно и был изгнан пожизненно на
Крыло-гору. Молодой Дракон наследовал [его] дело, служил [своему] врагу.
Трудился лишь на заброшенной земле, [когда] родился сын — не дал ему имени;
проходил мимо ворот — [домой] не заходил. Половина тела [у него] иссохла, руки
и ноги покрылись мозолями. Получив переданный Ограждающим трон, прекрасную
корону и передник, скорбел и печалился в своей бедной хижине до самой смерти.
Он — самый большой горемыка и труженик, какой только был на
земле!
Когда умер Воинственный, [его сын] Чэнван был юным и слабым. Вместо Сына Неба
правил Чжоугун. Шаогуну [20. Шаогун — брат Воинственного, оклеветавший Чжоугуна
в стремлении отнять престол у племянника. Это вызвало мятеж других братьев, с
которыми и расправился Чжоугун.] это не понравилось. На все четыре стороны
распространилась клевета. [Чжоугун] прожил на востоке три года. Казнил своего
старшего брата, изгнал младшего брата и только этим сохранил свою жизнь.
Скорбел и печалился до самой смерти. Он — самый опасный и трусливый, какой
только был на
земле!
Конфуций постигал учение предков и царей, соглашался [принимать] подарки и
приглашения современных ему государей. Но [на него] свалили дерево в [царстве]
Сун [21. Перечисление злоключений Конфуция (ср. «Изречения», гл. 9, 11, 15, 17,
I, 176, 331, 365-366, <см. также «Чжуанцзы», стр. 206, 219, 296>) стало общим
местом у даосов.], [он] заметал следы [при бегстве] из Вэй, терпел бедствие в
Шан и Чжоу, был осажден между Чэнь и Цай [22. Шан, Чэнь. Цай — древнекитайские
царства, находившиеся на территории современных провинций Шэньси (Шан), и
Хэнань (Чэнь и Цай).], унижен Цзи, опозорен Яном Тигром [23. Ян Тигр (Ху) —
приближенный одного из аристократических родов в Лу, который поднял мятеж в
этом царстве в конце VI в. до н.э.], печалился и скорбел до самой смерти. Он —
самый бестолковый и суетливый из
людей!
В жизни этих четырех мудрецов не было ни одного веселого дня, а после смерти
[они] достигли славы на множество поколений! Славы, по существу, [они] не
обрели. Пусть их хвалят, [они] о том не ведают; пусть их награждают, [они] о
том не ведают. Ведь [теперь] они ничем не отличаются от пня или комка
[земли]!
Благодаря собранным поколениями богатствам Разрывающий на Ч
|
|