Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Даосизм :: Ле-цзы
<<-[Весь Текст]
Страница: из 87
 <<-
 
жде 
у меня не было сына. Когда не было сына — не горевал. Ныне сын умер, и его нет 
так же, как не было прежде.



Земледелец поспевает за временем года, торговец думает о прибыли, ремесленник 
добивается мастерства, воин стремится к власти — к этому вынуждают их 
обстоятельства. Однако у земледельца бывают разливы и засухи, у торговца — 
доходы и убытки, у ремесленника — удачи и неудачи, у воина — поражения и победы.
 Таково проявление судьбы [36. Понимание судьбы здесь дополняется ее связью с 
профессией героя.].




Глава 
7
ЯН 
ЧЖУ

Ян Чжу [1. Ян Чжу (см. также <Предисловие, стр. 31-32,> гл. 2, прим. 32) — 
ученик Лаоцзы, был выдающимся представителем даосской школы, создал в ней свое 
направление. В развитом им этическом учении о гармонии человека с природой Ян 
Чжу с такой силой обрушивался на конфуцианские авторитеты и устои (как, 
например, на необходимость служить, добиваться почестей и т.п.), что имя его 
для господствующего класса (начиная с Мэнцзы — IV-III вв. до н.э. — и на 
протяжении многих веков) было символом вольнодумства и ереси (см. А. Петров, Ян 
Чжу — вольнодумец древнего Китая, стр. 175, 211).], странствуя в Лу, 
остановился у Мэна [2. Мэн (Сунь Ян) — ученик Ян Чжу.], и Мэн задал [ему] 
вопрос:
— [Родился] человеком, к чему еще [стремиться]? К чему 
слава?
— Слава ради богатства, — ответил Ян Чжу.

— [Если] стал богат, к чему же еще 
[стремиться]?
— К знатности.

— [Если] стал знатным, к чему же еще 
[стремиться]?
— К смерти.

— Умер, к чему же еще 
[стремиться]?
— К [благоденствию] сынов и внуков.

— Разве слава приносит благоденствие сынам и 
внукам?
— Благодаря [посмертной] славе, возвышение распространяется отнюдь не только на 
сынов и внуков, — на весь род, а нажива — на всю общину. [Поэтому] ради славы 
изнуряют тело, иссушают сердце.

— Каждый, стремящийся к славе, должен быть бескорыстным. А [разве] бескорыстные 
не бедны? Каждый, стремящийся к славе, должен быть уступчивым. А [разве] 
уступчивые 
знатны?
— [Когда] Гуань Чжун помогал управлять в Ци, царь вел распутную жизнь, и Гуань 
Чжун вел распутную жизнь; царь расточительствовал, и Гуань Чжун 
расточительствовал. В стремлениях Гуань Чжун был един [с царем], в речах Гуань 
Чжун следовал (за царем]. Учение [Гуань Чжуна] осуществилось, и [царь] стал 
гегемоном. После же смерти [осталось] лишь [имя] Гуань. Когда же Тянь помогал 
управлять в Ци, царь был надменным, а Тянь — скромным, царь обирал [народ], а 
Тянь раздавал [народу]. Весь народ повернулся к Тяню, и поэтому [он] завладел 
царством Ци. И поныне [властью в] царстве наслаждаются [его] сыны и внуки.

— [Значит], если слава истинная, то беден? Если слава ложная, то 
богат?
— [Владеющие] истиной не обладают славой, [владеющие] славой не обладают 
истиной. Прославленные — ложные, и только. В древности Высочайший и Ограждающий 
притворно уступали Поднебесную Никого не Стесняющему и Умеющему Свернуться [3. 
Никого не Стесняющий (Сюй Ю) отказался принять трон от Высочайшего, Умеющий 
Свернуться (Шань Цзюань) — от Ограждающего (миф.). Олицетворяя даосский тезис — 
отказ от власти, эти герои противопоставлялись «праведным государям», которых 
обожествляла конфуцианская школа. В обычае же «уступать» (передавать) 
Поднебесную сохранилось предание о выборности вождей <(см. также «Чжуанцзы», 
стр. 137, 285, 291-292)>.]. Не теряя Поднебесной, [они] наслаждались почестями 
по сто лет. Старший Ровный и Младший Равный искренне уступили царствование и в 
конце концов потеряли свое царство Одинокий Бамбук, умерли от голода на горе 
Первого Солнца. Вот таким-то образом и проявляется различие между истинным и 
ложным.



Ян Чжу 
сказал:
— Сто лет жизни — большой срок [4. Учение Ян Чжу о наслаждении в пересказе раба 
и разбойника Чжи см. «Лецзы», <71>, «Чжуанцзы», <стр. 297>.]. Но прожить сто 
лет не удается даже одному из тысячи. Предположим, что окажется такой. [Но] 
младенчество на руках матери и старческая дряхлость отнимут чуть ли не половину 
[времени]; забвение ночью во сне и потерянные даже в бодрствовании дни отнимут 
еще чуть ли не половину [оставшегося времени]; страдания и болезни, горе и 
мучения, ут
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 87
 <<-