|
3 г., «Исторические записки», (цз. 427)
— к 5-му году правления Шэна, царя в Чжэн, т.е. к 496 г.] вершил дела, [Дэн Си]
создал законы на бамбуковых планках, и в царстве Чжэн их стали применять. [Дэн
Си] неоднократно упрекал Цзычаня за [плохое] управление. Цзычань же покорялся
ему. [Однако] Цзычань схватил Дэн Си, опозорил его и неожиданно казнил. Но это
не значит, что Цзычань был способен применить законы на бамбуковых планках,
[он] не мог их не применить; это не значит, что Дэн Си был способен покорить
Цзычаня, [Дэн Си] не мог [его] не покорить; это не значит, что Цзычань был
способен казнить Дэн Си, [он] не мог не казнить Дэн Си.
Родиться, когда есть возможность [23. В данном фрагменте представлена попытка
выразить противоречие между возможностью и действительностью.] жить, это
счастье от природы; умереть, когда есть возможность умереть, это счастье от
природы. Не родиться, когда есть возможность жить, это наказание от природы; не
умереть, когда есть возможность умереть, это наказание от природы. Бывает, что
обретают жизнь, когда есть возможность жить, обретают смерть, когда есть
возможность умереть; [но] бывает, что живут, когда нет возможности жить, или
умирают, когда нет возможности умереть.
Однако рождение и жизнь, одряхление и смерть [зависят] не от [других] вещей, не
от самих себя, а от судьбы, познать их нет возможности. Поэтому и
говорится:
— Далекий, беспредельный путь природы сам по себе образуется; бесстрастный
неделимый путь природы сам по себе движется. Ни небо, ни земля не способны
[его] нарушить; ни мудрый, ни знающий не способны [ему] противиться; ни души
предков, ни бесы не способны [его] обмануть. Естественность — это то, что
[всех] их уничтожает, их создает, их покоит; ко [всем] к ним [естественность]
бесстрастна, их ведет, их встречает.
Цзи Лян, друг Ян Чжу, заболел, и на седьмой день [болезнь] усилилась. Сыновья,
оплакивая, окружили его. Позвали лекаря.
— Какие неразумные у меня сыновья, — сказал Цзи Лян [своему другу] Ян Чжу. — Не
споешь ли ты вместо меня им в
поучение?
Ян Чжу
запел:
«Что и природа не знает,
Откуда узнать
человеку? Небо ничем не поможет,
Зла не свершит человек.
То, что лишь мы с
тобою Двое на свете знаем,
Разве узнает лекарь,
Разве узнает колдун?!» [24. Эта песня в «Книге песен» («Шицзин») отсутствует.
].
[Но] сыновья Цзи Ляна ничего не поняли и пригласили в конце концов трех лекарей.
Первого звали Обманшик, второго — Поддакивающий Каждому, третьего — Игрок [25.
Прозвища лекарей говорят о том, что это персонажи аллегорические.]. Осмотрели
больного, и сказал Цзи Ляну
Обманщик:
— В твоем [теле] неравномерны холод и жар, неуравновешены пустое и полное.
Болезнь твою вызвали не Небо и не души предков. [Она] происходит и от голода, и
от пресыщения, и от вожделения, и от наслаждения, и от забот душевных, и от
беззаботности. Но, несмотря на это, [я] постепенно [ее] одолею.
— Лекарь, каких много, — заключил Цзи Лян и поспешно его прогнал.
Поддакивающий Каждому
сказал:
— У тебя с самого начала, еще во чреве [матери], не хватало жизненной энергии,
материнского же молока получал в избытке. Причина болезни возникала постепенно,
не за одно утро и не за один вечер, и вылечить тебя нельзя.
— Лекарь хороший, — заключил Цзи Лян и [велел] его накормить.
Игрок
сказал:
— Болезнь твоя не от Неба, не от человека и не от душ предков. От природы
родилась и с телом оформилась. Мы ведаем о ней настолько, насколько ею
управляет естественный закон. Чем же помогут тебе лекарства и уколы
камнем?
— Лекарь проницательный, — заключил Цзи Лян и, щедро наградив его, отпустил.
А болезнь Цзи Ляна вдруг сама собой прошла.
Жизнь сохраняется не потому, что ее ценят, здоровье улучшается не потому, что
его берегут; жизнь безвременно теряют не оттого, что ее презирают, здоровье
ухудшают не оттого, что им пренебрегают. Поэтому ценящий жизнь, возможно, не
будет жить; презирающий жизнь, возможно, не умрет; берегущий здоровье, возможно,
его не улучшит; пренебрегающий здоровьем, возможно, его не ухудшит. Кажется,
что все это [происходит] вопреки [желанию]. Нет, не вопреки. Это означает, что
живут сами по себе, умирают сами по себе, [здоровье] улучшается само по себе,
ухудшается само по себе. Бывает, что ценят жизнь и живут или презирают жизнь и
умирают; бывает, что берегут здоровье и улучшают его или пренебрегают здоровьем
и ухудшают его. Кажется, что все это соответствует [желанию]. Нет, не
соответствует. Это также означает, что живут сами по себе, умирают сами по себе,
[здоровье] улучшается само по себе, ухудшается само по себе.
Вскармливающий Медведя сказал царю
Прекрасному:
— Высок сам по себе — [это] не значит, что к нему добавили; мал сам по себе —
[это] не значит, что [от него] отняли. Разве это зависит от
расчетов?
Лаоцзы [26. Речь Лаоцзы — точная цитата из «Да
|
|