Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Даосизм :: Ле-цзы
<<-[Весь Текст]
Страница: из 87
 <<-
 
рятался в тюрьме [19. В тюрьму Гуань Чжуна заключили по его же просьбе, ибо 
по обычаю он, как Шао Ху, должен был покончить с собой.]. Но Баошу не счел меня 
бесстыдным, зная, что меня не смущают мелочи, что стыжусь я лишь того, что имя 
мое не прославилось в Поднебесной. Родили меня отец и мать, а знает меня [лишь] 
Баошу.

Вот каковы Гуань и Бао[шу], прославленные в мире [своей] прекрасной дружбой! 
[Вот каков] Сяобо, прославленный умением привлекать к себе способных! Однако в 
действительности [у них] не было прекрасной дружбы, в действительности [у 
Сяобо] не было умения привлекать к себе способных. То, что в действительности 
[у них] не было прекрасной дружбы, не означает, что бывает еще более крепкая 
дружба; то, что в действительности [у Сяобо] не было умения привлекать к себе 
способных, не означает, что бывает еще большее умение привлекать к себе 
способных. Это не значит, что Шао Ху был способен покончить с собой, [он] не 
мог не покончить с собой; это не значит, что Баошу был способен рекомендовать 
талантливых, [он] не мог не рекомендовать талантливых; это не значит, что Сяобо 
был способен привлечь к себе врага, [он] не мог не привлечь к себе [врага].

Когда Гуань Чжун заболел [20. Этот эпизод см. также «Чжуанцзы», <264-265>; 
«Весна и осень Люя», цз. 1, VI, 8-9.], Сяобо задал ему 
вопрос:
— Можно ли говорить не таясь? [Ведь] болезнь у [Вас], Отец Чжун, серьезная. 
Кому доверить царство, если станет 
хуже?
— Кому бы хотел государь? — спросил Гуань Чжун.

— Можно ли 
Баошу?
— Нельзя! Он — муж прекрасный, чистый и честный. Но всех остальных он меряет по 
себе, а не [себя] по другим. Раз услышит о чьей-либо ошибке, всю жизнь не 
забудет. Если доверить ему управление царством, так наверху — запутает 
правителя, а внизу — станет перечить народу. Пройдет немного времени, и он 
совершит проступок против государя.

— Кому же можно? — спросил Сяобо.

— Не станет меня, так можно [доверить] Си Пэну. Он такой человек, что высшие [о 
нем] забудут, а низшие [ему] не изменят. Сам сожалеет, что не похож на Желтого 
Предка, но печалится о тех, кто хуже его. Тот, кто уделяет людям от [своей] 
добродетели, называется мудрецом; тот, кто уделяет людям от [своих], богатств, 
называется умным. Тот, кто снисходит до людей мудростью, никогда не завоевывает 
людей; тот, кто спускается к людям умом, всегда завоевывает людей. В царстве он 
не все услышит, в семье он не все увидит. Не станет меня, так можно Си Пэну.

Однако это не значит, что Гуань Чжун унизил Баошу, [Гуань Чжун] не мог [его] не 
унизить; это не значит, что [Гуань Чжун] благоволил к Си Пэну, [Гуань Чжун] не 
мог [к нему] не благоволить. В конце, возможно, унижают того, к кому вначале 
благоволили; того, к кому вначале благоволили, в конце, возможно, станут 
унижать. Смена благоволения и унижения зависит не от нас.



Применяя учение о двух возможностях, Дэн Си [21. Дэн Си (см. также стр. 80-81), 
уроженец Восточного квартала (Дунли) в царстве Цзинь, известен как создатель 
законов, записанных на бамбуковых планках. Близость воззрений Дэн Си к взглядам 
Ян Чжу раскрывается в выводах Дэн Си по поводу спора Цзычаня с братьями (см. 
стр. 110-111). Сам факт казни Дэн Си правящей верхушкой в Чжэн бесспорен, 
однако имя виновника расправы ставится под сомнение. Некоторые комментаторы на 
основании данных «Цзо чжуань», комментария к летописи «Весна и осень» (в 
котором отражены интересы царств Лу и Цзинь), а также комментария Лю Сяна к 
«Сюньцзы» (гл. 3, II, 24) доказывают, что Дэн Си был убит Сычуанем в 500 г. до 
н.э., через два десятилетия после смерти Цзычаня (523 г.). Думается, что 
следовало бы придать большее значение противоположным свидетельствам: Лецзы, 
как чжэнца и современника Дэн Си; «Весны и осени Люя», цз. 18, VI, 224-225; 
«Хуайнаньцзы», цз. 13, VII, 229; тексту «Сюньцзы», гл. 28, II, 342; 
«Исторических записок» (цз. 42). В «Исторических записках» убийство царевича и 
сановника Цзысы (Сычуаня) отмечалось в 563 г. — значительно раньше смерти 
Цзычаня (в 496 г. до н.э.).] допускал бесчисленные предположения. Когда Цзычань 
[22. Цзычань (Гунсунь Цяо, см. также прим. 21, гл. 1, прим. 10, 11) — царский 
сын и высший сановник в Чжэн (с 554 г. до н.э.), характеристика которого в 
даосских памятниках противоположна конфуцианской (см. «Изречения», гл. 5, I, 
100-101). В связи с вопросом о казни Дэн Си в датировке смерти Цзычаня 
выявились расхождения: «Цзочжуань» относит ее к 20-му году правления 
Светлейшего (Чжао), царя в Лу, т.е. к 5
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 87
 <<-