Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Даосизм :: Чжуан-цзы
<<-[Весь Текст]
Страница: из 157
 <<-
 
у [вы] так непостоянны? Раньше вы двигались, а теперь [почему-то] 
остановились, раньше вы сидели, а теперь [почему-то] 
встали?
— [Может быть], я так поступаю в зависимости [от чего-то]? — ответила Тень. — 
[А может быть] я тактюступаю в зависимости [от чего-то], зависящего еще [от 
чего-то]? Завишу ли я от чешуи змеи, от крыла кузнечика? Как знать, почему это 
так? Как знать, почему это не 
так?


Однажды Чжуану Чжоу приснилось, что он — бабочка, весело порхающая бабочка. 
[Он] наслаждался от души и не сознавал, что он — Чжоу. Но вдруг проснулся, 
удивился, что [он] — Чжоу, и не мог понять: снилось ли Чжоу, [что он] — бабочка,
 или бабочке снится, [что она] — Чжоу. Это и называют превращением вещей, тогда 
как между мною, [Чжоу], и бабочкой непременно существует различие [27. Данный 
фрагмент без заключительной фразы используется для доказательства «мистицизма» 
Чжуанцзы, <см. Предисловие, стр. 20-21, прим. 79>.].




Глава 
3
ГЛАВНОЕ ДЛЯ 
ДОЛГОЛЕТИЯ

Наша жизнь ограниченна, а знания неограниченны [1. Признание возможности 
познания объективной истины, которое не позволяет относить Чжуанцзы к 
релятивистам, как это делают некоторые ученые <(см. также стр. 269-270, 274, 
Предисловие, стр. 26, прим. 100)>.]. Ограниченному следовать за неограниченным 
опасно. [Поняв это], совершенствовать знания опасно. Совершая добро, избегай 
славы, совершая зло, избегай наказания. Если взять за основу главное, можно 
сохранить [свое] тело, сберечь целостность жизни, можно поддержать родителей, 
можно дожить до предельного возраста.

Повар царя Прекрасномилостивого [2. Прекрасномилостивый (Вэньхой) — 
комментаторы отождествляют его с царем Милостивым (Хойваном), который правил в 
Л ян г 370 по 335 г. до н э.] принялся разделывать [тушу] быка. Каждый взмах 
руки и наклон плеча, каждый шаг ноги и сгибание колена сопровождались треском 
отделяемой от кости кожи, стуком ножа. [Работа шла] в четком ритме, точно танец 
«В тутовой роще» или «Цзин шоу» [3. Сведений о содержании упоминаемых 
произведений, не вошедших в «Книгу песен», не сохранилось.].

— Ах, как прекрасно! Как совершенно [твое] мастерство! — воскликнул 
Прекрасномилостивый.

Опустив нож, повар 
сказал:
— [Я, ваш] слуга, привержен пути более, чем [своему] мастерству! Когда [я, ваш] 
слуга, стал впервые разделывать быка, то видел лишь тушу, а через три года 
перестал замечать животное как единое целое. Теперь же я не смотрю [на него], а 
понимаю [его] разумом [4. Здесь представлена попытка Чжуанцзы объяснить процесс 
познания как переход от чувственных наблюдений к рациональному обобщению <(ср. 
«Лецзы», стр. 94-95, гл. 5, прим. 60; Предисловие, стр. 26, прим. 99)>.], не 
воспринимаю [его] органами чувств, а действую лишь разумом. Следуя за 
естественными волокнами, режу сочленения, прохожу в полости, никогда не рублю 
то, что слишком твердо, — центральные жилы и связки, а тем более — большие 
кости.

Хороший повар режет, [а поэтому] меняет нож раз в год. Посредственный повар 
рубит, [а потому] меняет нож раз в месяц. Ножу [вашего] слуги ныне девятнадцать 
лет, [я] разделал им много тысяч бычьих туш, а лезвие у него словно только что 
заострена на точильном камне.

Между сочленениями есть щели, а острие ножа не имеет утолщения. Когда вводишь в 
щель тонкое лезвие, места, где погулять ножу, находится с избытком. Поэтому и 
через девятнадцать лет его лезвие словно только что заострено на точильном 
камне. Но, несмотря на это, каждый раз, подойдя к сложному сплетению, вижу, как 
трудно с ним справиться, страшусь и остерегаюсь, не отвожу глаз, веду нож 
медленно, едва шевеля. И вдруг так быстро заканчиваю разделку, точно рассыпаю 
ком земли. Подняв нож, я постою, оглянусь по сторонам, пройдусь в 
нерешительности и, удовлетворенный, оботру нож и спрячу.

— Отлично! — воскликнул Прекрасномилостивый. — Услышав рассказ повара, я понял, 
как достичь долголетия [5. Средство для достижения долголетия, по признанию 
царя, — познание законов объективного мира (здесь — анатомии) и умение ими 
пользоваться для покорения природы, других существ, а также самого себя. Герой 
притчи — повар, простой человек, умелец.].


 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 157
 <<-