Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Даосизм :: Чжуан-цзы
<<-[Весь Текст]
Страница: из 157
 <<-
 
, не прокалывает [себе] ушей. Новобрачный не выходит из 
дома, свободен от службы. Этого достаточно [для них], сохранивших в целости 
[свое] тело, тем более же для тех, кто сохранил в целости добродетель! 
[Обратимся же] ныне к Жалкому Горбуну То. Ничего не говорил, а снискал доверие; 
не имел заслуг, а пользовался [общей] любовью; ему вручали власть и боялись 
лишь его отказа. Он должен был быть человеком целостных способностей, 
Добродетель которого не [проявлялась] во [внешней] форме.

— Что означает «человек целостных способностей»? — спросил Айгун.

— Веление судьбы, развитие событий: рождение и смерть, жизнь и утрату, удачу и 
неудачу, богатство и бедность, добродетель и порок, хвалу и хулу, голод и жажду,
 холод и жару — он [воспринимает] как смену дня и ночи. [Ведь] знание не 
способно управлять их началом. Поэтому [он считает, что] не стоит из-за них 
нарушать гармонию [внутри себя], нельзя допускать [их] к себе! в сердце. 
Предоставляет им гармонично обращаться, а [сам] не утрачивает радости; 
предоставляет дню и ночи сменяться без конца, а [сам] подходит к другим [нежно, 
будто] весна. И тогда в сердце у каждого рождается [это] время года. Вот это и 
называется «целостными способностями».

— Что означает «добродетель, которая не [проявлялась] во [внешней] 
форме»?
— Вот пример: самое ровное — это поверхность воды в покое. [Подобно ей он все] 
хранит внутри, внешне [ничуть] не взволнуется. Совершенствование добродетели и 
есть воспитание [в себе] гармонии. [Его] добродетель не (проявляется] во 
[внешней] форме, [поэтому] его и не могут покинуть.

Передав об этом через несколько дней Миньцзы [14. Миньцзы (Минь Цзыцянь) — 
ученик Конфуция (см. также «Изречения» гл. 11, I, 238).], Айгун 
сказал:
— Раньше я считал высшим пониманием [долга] то, что, стоя лицом к югу, правлю 
Поднебесной, храню в народе порядок и печалюсь о смерти людей. Ныне же я 
услышал о настоящем человеке и боюсь, что подобным совершенством не обладаю: 
легковесно отношусь к самому себе и веду к гибели царство. Мы с Конфуцием не 
царь и слуга — [мы с ним] друзья по добродетели.



Безгубый [15. Ум, доказывают эти герои и Чжуанцзы, важнее внешности и способен 
заставить забыть об уродстве.] калека с кривыми ногами подал [как-то] совет 
вэйскому царю Чудотворному и [так] понравился Чудотворному, что шеи у 
нормальных людей стали казаться тому слишком короткими.

Человек с Зобом, похожим на кувшин [как-то] подал совет цискому царю Хуаньгуну 
и так царю понравился, что шеи нормальных людей стали казаться тому слишком 
тонкими.

Так что преимущества в свойствах заставляют забыть о телесном. [Если] человек 
не забывает о том, что забывается, а забывает о том, что не забывается, то это 
— истинное забвение.

Поэтому у мудрого есть где странствовать. [Для него] знания — зло, клятвенные 
союзы — клей, добродетель — [средство] приобретения, [предметы] ремесла — товар.
 Мудрый не строит планов, зачем ему знания? Не рубит, зачем ему клей? Не 
утрачивает, зачем ему добродетель? Не торгует, зачем ему товар? [Вместо] всего 
этого [его] кормит природа. Природа кормит естественной пищей. Поскольку пищу 
он получает от природы, зачем ему людское? Тело у него человеческое, [но он] не 
знает человеческих страстей. Телом — человек, поэтому и живет среди людей, не 
страдая человеческими страстями, не принимая ни хвалы, ни хулы. В 
незначительном, в малом он — человек. Высокий, величественный, [он] в 
одиночестве совершенствует в себе природное.



Творящий Благо спросил 
Чжуанцзы:
— Бывают ли люди без 
страстей?
— Бывают, — ответил Чжуанцзы.

— Как можно назвать человеком человека без 
страстей?
— Почему же не называть его человеком, [если] путь дал такой облик, а природа 
сформировала такое 
тело?
— Если называется человеком, как может он быть без 
страстей?
— Это не то, что я называю страстями. Я называю бесстрастным такого человека, 
который не губит свое тело внутри любовью и ненавистью; такого, который всегда 
следует естественному, и не добавляет к жизни [искусственного].

— [Если] не добавлять к жизни [искусственного], — возразил Творящий Благо, — 
как [поддерживать] существование 
тела?
— Путь дал [человеку] такой облик, природа сформировала такое тело, — повторил 
Чжуанцзы. — А ты относишься к своему разуму как к внешнему, напрасно расходуешь 
свой эфир: поешь, прислонясь к дереву; спишь, опираясь о столик. Природа 
избрала [для] тебя тело, а ты споришь о том, что такое твердое и белое.




Глава 
6
ОСНОВНОЙ УЧИТЕЛЬ [1. «Учитель — это тот, кому подражают... учителем здесь 
считается дао» — этот комментарий Го Сяна (умер в 312 г.) подтверждается 
текстом дважды (см. стр. 168, 197). В ряде фрагментов в главе представлена 
попытка сформулировать дао как природу, материю в ее противоречии с 
человеческим субъективным, т.е. как объективную действительность, и утвердить 
ее познаваемость.
]

Знание созданного
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 157
 <<-