Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Даосизм :: Чжуан-цзы
<<-[Весь Текст]
Страница: из 157
 <<-
 
а с речами (ср. Д.С. Лихачев, Возникновение русской литературы, 
М., 1952, стр. 97-98), а также объясняет причины расхождений в записях одной и 
той же речи в различных царствах (см. Л.Д. Позднеева, Ораторское искусство и 
памятники древнего Китая, «Вестник древней истории», 1959, № 3, стр. 25-26).] и 
говорится: «передавай неизменной сущность [дела], опускай лишние слова». 
[Соблюдай это правило] и, возможно, останешься цел.

[Помни], кроме того: искусные борцы начинают мериться силами открыто, а кончают 
тайным [приемом] — в напряженный [момент] прибегают ко многим хитростям; вино 
пьют согласно церемониям, соблюдая вначале порядок, кончают же беспорядком — 
большое возбуждение ведет к чрезмерным наслаждениям. И так во всем. Начинают с 
извинений, а кончают грубостями. Ничтожное вначале становится огромным к концу. 
В словах — и ветер и волны <буря>, в делах — победа или поражение. Ветер и 
волны вызвать нетрудно, но к опасности легко приводят и победа и поражение. 
Поэтому без [особых] оснований [и высказываются] гневные суждения, [полные] 
резких, пристрастных слов. Рычат, не выбирая выражений, словно дикие звери с 
клокочущим дыханием в предсмертной агонии. И злоба растет. [Когда] злоба 
доходит до высшего предела, [с другой стороны] в ответ почему-то также 
непременно появляется негодование. [Если никто] не сознает, отчего [все] 
началось, то кто может знать, чем [все] кончится?! Поэтому в «Образцовых речах» 
и говорится: «не отклоняйся от порученного, не настаивай на решении, превысишь 
меру — [доведешь] до крайностей». [Ибо| отклоняться от порученного, настаивать 
на решении — опасно. Ведь благоприятное решение приходит не скоро, а 
неблагоприятного уже не исправить. Не следует ли быть 
осторожным?
[Для тебя же] лучше всего пользоваться каждой возможностью, чтобы отдохнуть 
сердцем и, вверяясь неизбежному, укреплять свои чувства. Как добиться ответа 
[от Ци]? Самое лучшее — ввериться судьбе, но это и самое трудное.



Янь Врата Бытия [9. Янь Врата Бытия (Хэ) — уроженец царства ЛУ, <о нем см. 
также стр. 231, 287, 311>.], готовясь [занять пост] наставника наследника 
вэйского царя Чудотворного [10. Чудотворный (Лингун) — царь Вэй, правил с 534 
по 493 г. до н.э.], спросил у Цюй Боюя [11. Цюй Боюй — уроженец царства Вэй (о 
нем см. также стр. 274; «Изречения», гл. 14, 15, I, 319, 335).
]:
— Как мне поступить в данном случае? У здешнего человека [царя] природная 
склонность к убийствам. [Если] его не удерживать, опасность будет грозить 
[всему] нашему царству; [если] же его удерживать, опасность будет грозить мне. 
Знаний у него хватает, чтобы понять чужие ошибки; но не хватает, чтобы понять 
собственные.

— Какой замечательный вопрос! — воскликнул Цюй Боюй. — Остерегайся его! Будь с 
ним осторожен! Будь точен в своем [поведении]! Лучше всего внешне [с ним] 
сближаться, а в сердце хранить гармонию. Однако и в том и в другом — опасность. 
Сближение не должно стать глубоким, а [внутренняя] гармония не должна стать 
явной. [Если] сблизишься глубоко, упадешь и погибнешь; [если внутренняя] 
гармония будет явной, составит доброе имя и славу, то [она же] обернется бедой, 
злом. Станет он вести себя, как ребенок, [и ты] веди себя с ним, как ребенок; 
не станет соблюдать ранга, [и ты] с ним не соблюдай ранга; будет переходить все 
границы, [и ты] с ним переходи все границы. Достигнешь этого, сможешь с ним 
тесно сблизиться и освободить [его] от ошибок.

Видел ли ты, как [кузнечик] богомол в гневе топорщит крылья, преграждая дорогу 
повозке? Не сознавая, что ему ее не одолеть, он переоценивает свои силы. 
Остерегайся! Будь осторожен! [Если], кичась заслугами, станешь их переоценивать,
 совершишь ту же ошибку.

Знаешь ли ты, как [человек] кормит тигра? [12. <Ср. «Лецзы», 57-58.> Рассказы 
об укрощении тигра, об уходе за конем — иллюстрации к диалогу о воспитании 
наследника, кроме его обличения, подчеркивают и принадлежность человека к 
животному миру, который необходимо изучать, чтобы подчинить человеку.] Не 
решится давать тигру живого зверя, [ибо] убивая его, [тигр] придет в ярость; не 
решится дать целую тушу, [ибо] разрывая ее, [тигр] придет в ярость. 
Своевременно кормит голодного, постигая, что приводит его в ярость. Тигр и 
человек принадлежат к различным видам. Человек потакает тигру, и тигр к нему 
ластится; перечит — и тигр его убивает.

Вот тот, кто холил лошадей, уносил навоз в корзинах, а мочу — в кувшинах. Но 
вот налетели комары и оводы, он внезапно хлопнул коня — [а тот], порвав удила, 
проломил [ему] голову и разбил грудь. Разве не нужна осторожность? Чрезмерная 
забота и любовь могут привести к гибели.



Плотник Кремень направлялся в Ци и на повороте дороги у алтаря Земли увидел Дуб 
в сотню обхватов, такой огромный, что за ним могли бы укрыться много тысяч 
быков <целый бык>, высотою же — с гору. В восьмидесяти локтях над землей 
возвышалась его крона с десятком таких толстых ветвей, что каждой: хватило бы 
на лодку. Зеваки [толпились], точно на ярмарке. А плотник, не останавливаясь и 
не оборачиваясь, прошел мимо [дерева].

Ученики, вдоволь насмотревшись на Дуб, догнали [плотника] и 
спросили:
— Почему [вы], Преждерожденный, прошли мимо, не останавливаясь и не захотели 
даже взглянуть? [Нам] еще не приходилось видеть такого прекрасного материала с 
тех пор, как мы с топором и секирой последовали за [вами], учитель.

— Довольно! Замолчите! — отве
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 157
 <<-