|
они не могут служить абсолютно достоверными источниками информации о кельтской
религии и мифологии. Кельтская скульптура сформировалась в подражание
грекоримской. И часто бывает трудно отличить, что из ее мотивов принадлежит
собственно кельтам, а что — античным образцам.
Чтобы получить сведения о религии и мифологии кельтов, недостаточно
знакомства только с античными источниками. Один из крупных исследователей
начала XX в., классик кельтологии (науки о кельтах) французский исследователь Ж.
Доттен писал: «Кажется естественным получать сведения о кельтах от самих
кельтов». Литературная традиция кельтов сохранилась в Ирландии. Вообще
положение Ирландии было особым: римляне так и не смогли завоевать ее.
В Ирландии очень рано, еще в IV в., появилось христианство, пустившее
весьма глубокие корни. Место древних героев здесь заняли великие христианские
проповедники, основатели монастырей, первые епископы и чудотворцы. Величайший
из них, святой Патрик, стал настоящим национальным героем Ирландии. По преданию,
«апостол Ирландии» родился в Британии, был захвачен ирландскими разбойниками и
увезен в Улад, северное королевство Ирландии, где несколько лет пас стада. В
один прекрасный день Патрику было внушено свыше бежать на корабле,
направлявшемся в Галлию. Там он стал христианином, а потом сумел отыскать семью.
Когда казалось, что скитания Патрика наконец завершились, голос Всевышнего
повелел ему вернуться в Ирландию и обратить в христианство ее жителей. И в 432
г. святой Патрик прибыл в Ирландию.
Хотя первые очаги христианства появились в Ирландии уже в IV в., именно
первая половина V в., на которую приходится деятельность великого ирландского
апостола, стала переломным моментом в процессе христианизации острова. С
введением христианства в Ирландии начинается настоящий «золотой век», который
длится приблизительно три столетия, до начала скандинавских вторжений. Такого
длительного периода спокойствия, процветания и единства не знал ни один другой
кельтский народ. В результате смогла сформироваться ирландская нация.
В VIIIX вв. в Ирландии новый расцвет переживало кельтское прикладное
искусство, особенно художественная обработка металла. Мастера по металлу,
использовавшие богатую и древнюю кельтскую традицию, изготавливали главным
образом предметы культа и церковного обихода — раки для хранения святых мощей,
футляры для евангелий, колокольчики и др. Эти изделия украшены великолепными
орнаментами, часть мотивов которых заимствована из искусства поздней античности
или с востока — от коптов14 и сирийцев. Элементы восточного стиля попали в
Ирландию вместе с восточными христианскими монахами, искавшими там убежища от
исламской экспансии.
Необыкновенного расцвета в Ирландии достигло также иллюминирование книг,
больше похожее на каллиграфию (рисунки пером лишь слегка оттенялись красками).
Книги религиозного содержания, главным образом евангелия, обычно украшали
орнаментами абстрактного и геометрического характера, иногда встречались сильно
стилизованные изображения людей. Примером развитого искусства иллюминирования
является роскошное евангелие из Келлса (Ирландия, недалеко от Дублина).
Однако самым большим культурным достижением средневековой Ирландии была
запись кельтской литературной традиции, которая представлена древними сагами,
складывающимися в эпос. До настоящего времени дошли два списка саг (так
называемые список А и список Б). Они содержат более 250 названий, хотя саг
сохранилось значительно меньше. Конечно, в обоих списках представлена лишь
небольшая часть кельтских преданий. Например, оллам, поэт самого высокого ранга,
должен был знать 350 историй. Классификацию саг восстановили средневековые
поэты. Прежде всего, различались «большие», или «главные», и «малые», или
«вводные», саги, которые предваряли основные саги. «Большие» саги были
разделены по сюжетному признаку: приключения, похищения, плавания, сватовства,
разрушения и т. д.
Ученые нового времени делят ирландский эпос на четыре цикла:
мифологический цикл, повествующий о сменявших друг друга древнейших обитателях
острова, уладский цикл (названный так потому, что основную роль в нем играли
жители северного ирландского королевства Улада), исторический (королевский)
цикл и цикл Финна. Сначала ирландский эпос существовал в устной традиции в виде
так называемых прото— или правариантов саг, и уже в устной передаче он прошел
длительный путь развития. Утвердившееся в V в. в Ирландии христианство принесло
с собой письменность. Саги начали записывать в скрипториях монастырей (с VI по
X в. в Ирландии работало не менее ста скрипториев). Первая редакция саг
относится к VIIVIII вв. Наиболее древние из сохранившихся рукописей датируются
XIXII вв.: это — Книга бурой коровы (получившая название по происхождению
пергамента, на котором она написана), созданная около 1100 г., и Лейнстерская
книга, относящаяся к середине XII в.
В средневековой Ирландии эпос составлял фундаментальную часть
аристократической культуры. Саги сочиняли и декламировали филиды — поэты
высокого ранга. Долгими зимними вечерами в больших залах замков, возле горящего
очага, филиды читали наизусть отрывки из эпических поэм или целые поэмы королям
и их вассалам. В одной саге ученый поэт Форголл декламирует поэтические истории
Моргану, королю Улада, каждую ночь на протяжении зимы «от Самайна до Бельтайна»
(от 1 ноября до 1 мая). Обычай рассказывать истории зимой по ночам нельзя
объяснить лишь практическими соображениями. Известно, что у народов разных
стран Европы, Африки, Азии, Америки существовал запрет на рассказ сакральных
историй летом или при дневном свете, за исключением некоторых особых случаев.
При этом чтение возле очага связано с важной ролью огня в индоевропейской и
других традициях.
В средневековой Ирландии поэты были членами привилегированного сословия,
|
|