|
что ученые уже давно делали попытки изучить, проанализировать и восстановить
кельтскую религиозномифологическую традицию. Эта задача оказалась
исключительно сложной.
Один из лучших исследователей кельтской религиозномифологической
традиции, французский ученый Ж. Вандри, автор классического исследования
«Религия кельтов», изданного в Париже в 1948 г., писал: «По мере того как
продвигаешься вперед в изучении религии кельтов, создается впечатление, что
преследуешь цель, которая отступает без конца и скрывается при каждом
приближении. Если же случится так, что повезет ухватить чтонибудь из нее, то в
руках окажется только пустой конверт, содержимое которого исчезло без возврата».
По мнению Вандри, теснейшая связь кельтской религии с мифологией еще более
усложняет задачу: «От нас ускользают всегда глубины религии, они погружаются в
мифологию, секрета которой мы не знаем. Мифология темна по природе и питается
тайной». Более поздние исследователи после размышлений и поисков не раз
возвращались к этому высказыванию Вандри.
Какие источники сведений о мифологии кельтов имеются в нашем
распоряжении? Прежде всего, это свидетельства античных авторов о богах древней
Галлии, центра кельтского мира. Самым полным из них является знаменитое
сообщение Цезаря: «Из всех богов они [галлы] более всего почитают Меркурия,
изображения которого наиболее многочисленны. Они считают его изобретателем всех
искусств, покровителем дорог и путешествий, а также считают, что он имеет
величайшее влияние при получении прибыли и в торговле. После него почитают
Аполлона, Марса, Юпитера и Минерву.
О них они имеют почти то же мнение, что и другие народы: Аполлон
отвращает болезни, Минерва передает начатки ремесел и искусств, Юпитер царит в
небесах, Марс главенствует в войнах».
Вот, казалось бы, мы уже и знаем самую суть кельтской
религиозномифологической традиции. Только тут сразу же закрадывается сомнение:
а могла ли кельтская мифология быть так похожа на римскую (античную)? В основе
грекоримской религии и мифологии лежит идеализация порядка, равновесия, меры.
Источником сакральности в ней является совершенство форм. В пантеоне
установлена строгая иерархия. У богов есть вождь, Зевс (Юпитер), гарант
всеобщего порядка, воплощение закона. Под его руководством каждый бог или
богиня исполняет четко определенную функцию, обладает собственными атрибутами.
Есть богпокровитель торговли, бог войны, богпокровитель искусства, богиня
любви, богиня охоты. Арес (Марс) никогда не стал бы выступать посредником в
коммерческих сделках, а Артемида (Диана) — вмешиваться в чьето любовное
приключение. Вся небесная жизнь античного мира строго упорядочена.
Нетрудно заметить, что античная мифология построена по тем же правилам,
подчинена той же логике, что и античное искусство. Однако кельтское искусство,
в котором отсутствуют рационализм и гармония, основано на совершенно других
принципах, являясь творением народов совсем другого психологического склада,
чем у людей античного мира. Можно предположить, что сюжеты кельтских мифов так
же причудливы, как орнаменты пластического стиля. Недаром Вандри называл образы
кельтской религии и мифологии «ускользающими».
У кельтских богов не было ни такой строгой иерархии, как в античном
пантеоне, ни столь узкой «специализации». Они совсем не заботились о том, чтобы
поддерживать во Вселенной порядок и равновесие. Кроме того, в отличие от
олимпийцев, галльские боги не были эталонами красоты: для кельта важно было не
совершенство форм, а своеобразие, некая странность.
Как бы то ни было, ученые Нового времени относятся с осторожностью, а
иногда с недоверием к тем сведениям о религиозных верованиях кельтов, которые
сообщают античные авторы. Ж. Вандри высказывался на этот счет достаточно резко.
«Все античные свидетельства о кельтской религии, — писал он, — можно
подозревать в том, что они искажены изза легкомыслия или невежества, если это
не сделано добровольно изза подчинения некоторым тенденциям или из желания
польстить той или другой стороне». Кроме того, Вандри отмечал, что все античные
исследователи кельтской религии, кроме Цезаря, лишь воспроизводили
свидетельство своих предшественников. В особенности, по его мнению, это
относилось к последователям Посидония.
Сам Посидоний (III вв. до н. э. ), философстоик, известный историк и
этнограф, бывал в Галлии и наблюдал жизнь и обычаи кельтов. Он стоял у истоков
античной традиции, дающей нам сведения о кельтах доримского периода. К
посидониевской традиции относят свидетельства о кельтах Страбона, Цезаря,
Цицерона, Лукана, Плиния Старшего, Светония, Тацита и др. Из этого ряда
писателей следует выделить Лукана, римского поэта I в. н. э. Он называет трех
главных галльских богов их кельтскими именами: Тевтатес, Езус, Таранис.
Цезарь также обращался к трудам Посидония, поэтому его свидетельства
также относят к посидониевской традиции. Однако в его работах главное место
занимал личный опыт. Цезарь восемь лет провел в Галлии, наблюдая ее природу,
быт, обычаи, общаясь с местными жителями. В частности, известно, что его другом
был галльский жрец Дивитиак, так что о жрецах и религии галлов Цезарь мог
получить самые достоверные сведения. Правда, возникает сомнение в том, что
Дивитиак мог раскрыть непосвященному, к тому же чужестранцу, сокровенные тайны
учения кельтских жрецов и кельтской религии.
Другим источником информации о кельтских верованиях, более богатым и
искренним, чем свидетельства античных авторов, является эпиграфика. Огромная
масса надписей, распространенных по всему римскому миру, дает возможность
узнать места культа и имена кельтских божеств. Кроме того, сохранилось большое
число скульптурных памятников с изображениями галлоримских божеств. Но даже
|
|